Вопрос бремени
Культуртрегеры массовым порядком покидают или планируют покинуть Пермь. Те, кто уезжает, о перспективах пермского культурного проекта отзываются с пессимизмом. Те, кто остается, уверены, что когда-нибудь культурные эмигранты вернутся в город.
На минувшей неделе от должности пресс-секретаря Музея современного искусства PERMM был освобожден поэт Андрей Родионов, один из ближайших соратников и партнеров Марата Гельмана. Свой отъезд корреспонденту «bc» Родионов объяснил уклончиво: «Надо делать свои дела — заканчивать новую пьесу, издавать в «НЛО» новую книжку и т. п. Решение уехать было спонтанным, как и решение отправиться в Пермь два года назад». Г-н Родионов перебрался в Москву в конце июня.
Намного раньше город покинул начальник федеральной дирекции «Культурного альянса» Николай Новичков. В ближайшее время экс-министр культуры Пермского края займет место преподавателя московской Высшей школы экономики. Руководить «Культурным альянсом» останется его идеолог Марат Гельман.
«Существовать в прежней форме «Культурный альянс» не может, — считает г-н Новичков. — Пермский край теряет свой статус базового региона, а если нет базового региона, то нет смысла сохранять дирекцию». Николай Новичков относит себя к полезным людям, но полагает, что таковые без надобности нынешней краевой власти. «Я рассмотрю любые предложения от нового губернатора, но эти предложения должны носить лестный и привлекательный характер. Уверен на 99 %, что никаких предложений никому не сделают», — заключил Николай Новичков.
Между тем Марат Гельман, ключевая фигура культурной модернизации, не поддается панике, отказывается всерьез рассматривать мысль уехать из Перми и призывает представителей СМИ бросить траурные настроения: «Пермский культурный проект находится на той стадии, когда его развитие уже не зависит от отдельно взятых личностей. Мы прожили вместе три года и убедились, что первыми быть всегда сложно. Но еще рано ставить точку. Представьте человека, который заканчивает школу. Он не задумывается над тем, хорошо это или плохо, он просто идет дальше».
Наиля Аллахвердиева, руководитель паблик-арт программы Музея PERMM и направления «Городская среда» в ПЦРД, обозначила другую проблему и рассказала, что отток культуртрегеров — это лишь полбеды: «Отток ощутим, однако учреждения культуры покидают не только варяги, но и пермяки. Раньше они не уезжали, потому что было постоянное движение, а сейчас эта генерация менеджеров, получивших колоссальные компетенции, фактически остается не у дел. Уезжает один — за ним тянется другой, третий и так далее. Направляются они, естественно, в столицы и далее везде», — поделилась Наиля Аллахвердиева.
Впрочем, собеседница издания также отказывается от сугубо пессимистичных выводов. Новый губернатор Басаргин, по мнению г-жи Аллахвердиевой, находится на стадии адаптации. Ему предстоит свыкнуться с городом, куда он был практически сослан. Этот период продлится до сентября, и лишь после летних отпусков появится некая определенность по поводу перспектив культурного проекта и культуртрегеров, которые покинули свои посты.
Г-н Гельман видит несколько позитивных вариантов развития событий. Первый — после того, как стихнут страсти, культуртрегеры вернутся на свои места. Второй — коллективная работа старой гвардии культурных модернизаторов (Гельман, Мильграм, Новичков и т. д.) будет вновь организована под началом Олега Чиркунова. Наконец, третий — Басаргин пригласит новых специалистов. «Пусть хоть Михалкова», — отшучивается галерист. «Наверное, другие варяги будут — из любимого пермяками Екатеринбурга», — предположил Андрей Родионов.
Видимо, отдуваться за всех предстоит Марату Гельману, на нем обременительно «повисает» и угнетаемый административной волокитой Музей PERMM, и колосс на глиняных ногах «Культурный альянс», и лишившиеся могучего лобби «Белые ночи». Отмена тепличных условий — тяжкое испытание для любого культурного проекта. И разумеется, это еще большее испытание для его инициаторов и сторонников.