Карающая мера
Городская администрация ищет новые решения, чтобы стимулировать дорожных подрядчиков к выполнению гарантийных обязательств. Идея об удержании 10-20 % стоимости контракта на выполнение работ по текущему ремонту у бизнесменов успехом не пользуется.
В ходе пресс-конференции по летней ремонтной кампании в Перми заместитель главы администрации Перми Сергей Южаков заявил о том, что городская администрация рассматривает новые механизмы стимулирования дорожных подрядчиков выполнять гарантийные обязательства.
По замыслу городских властей, по завершении ремонта на объекте подрядчик получает от 80-ти до 90 % от стоимости объекта, остальное — по истечении гарантийного срока.
«Например, дорога стоит 1 млн рублей, на отдельном счете у подрядчика будет находиться 10 %. Если подрядчик содержит объект в хорошем состоянии, по истечении 5 лет удержанная сумма возвращается. Если объект находится в неудовлетворительном состоянии, то заказчик за счет средств этого фонда может привлечь другого подрядчика, чтобы ликвидировать дефекты», — объясняет г-н Южаков.
Главный инженер МКУ «Пермблагоустройство» Матвей Чувашов рассказал, что сейчас изучается юридическая сторона такого механизма в рамках ФЗ № 94. Сегодня при подписании контракта подрядчик должен дополнительно предоставить обеспечение исполнения контракта, которое не превышает 30 % начальной (максимальной) цены контракта. 20 % из этих средств выплачивается подрядчику после того, как объект считается полностью сданным, т.е. после подписания акта-приемки; 10 % — остается на гарантийный срок. Кроме того, в зависимости от условия контракта, выплату подрядчик получает двумя частями.
Точный механизм удержания части стоимости объекта еще не определен. «Возможно сформулировать условия контракта таким образом, что подрядчик выполняет работы в этом году, а деньги получает, условно говоря, в следующем», — поделился г-н Чувашов.
«Необходимо найти золотую середину с максимальным обеспечением безопасности заказчика, и в то же время обязать подрядную организацию выполнять максимальный объем работ», — добавил он. Однако, механизмы привлечения другого подрядчика в этом случае не совсем ясны. В настоящее время подрядчик обязан устранить дефект, появившийся на объекте после окончания ремонта, по требованию заказчика в течение месяца. Но разбирательства о характере возникшего дефекта могут затянуться.
По мнению директора «ООО ВЕТЛАН-строй» Сергея Стерлягова, идея администрации отчасти могла бы помочь избежать неприятных последствий в работе с фирмами-однодневками, с которыми приходится по факту разбираться в суде, доказывать некачественное выполнение работ. Вариант удержания части стоимости работ на объекте, по словам г-на Стерлягова, интересен, прежде всего, администрации.
«Для бизнеса плюсов в этом я не вижу. Десять процентов — это довольно таки большая цифра от общей стоимости какого бы то ни было объекта. И среди строительных компаний найдется немного тех, что располагают свободными средствами в таком размере. Ведь каждый подрядчик стремится получить деньги за свою работу в обозримом будущем по принципу «сдал — принял — получил оплату», отсрочка на 5 лет, пусть и платежа в 10 процентов — настораживающая мера», — подчеркнул г-н Стерлягов.
Схожего мнения придерживается заместитель директора ООО «Стройуправление 157» Павел Каштанов. По его словам, в процессе проведения аукциона подрядчик сбавляет цену. «Пока стоимость контракта определяется по смете, где предусмотрены все виды работ, материалы, непонятно, из каких средств будут удерживаться эти 10 %», — размышляет собеседник «bc». По его мнению, если в сметах и стоимости контракта будут сразу закладывать деньги на гарантийное содержание, то их можно удержать на весь срок гарантийного обеспечения.
По словам г-на Стерлягова, в случае реализации этой инициативы необходимо решить вопрос, что будет считаться «нормальным» и «не нормальным» состоянием объекта. В ходе эксплуатации износа не избежать, другой вопрос — в какой степени. Это значит, что нужно будет разрабатывать нормы (допустимые износа и т.п.). Поскольку, в случае возникновения ситуации невозвращения этих 10-ти процентов, любая компания будет отстаивать свои права в суде.
«Кроме того, кому достанутся эти средства, если фирма развалилась, учредитель скончался?» — размышляет собеседник «bc», пожелавший остаться неизвестным. — «По сути, эта мера не совсем воспитательная. Надо бороться с коррупцией в рядах, и работы будут выполняться качественно, и следить за дорогами тоже будут качественно».