Один против помех

Гельман, триггер, Вовенарг — общественность подвела итоги Пермского культурного проекта. Даже критики видят перспективы.

 Экспертами были озвучены промежуточные итоги культурной революции. По результатам обсуждения Александру Протасевичу присудили звание «главный оптимист Пермского края».

По инициативе Общественной палаты края были подведены итоги Пермского культурного проекта. В теме круглого стола звучало и слово «перспективы», но с этим ясности как не было, так и нет. 
Вступительное слово кинорежиссера Павла Печенкина больше напоминало траурную речь. Он рассказал об истории формирования пермского проекта, его историческом развитии. «Были времена, когда культуртрегеры вынуждены были действовать как диверсанты — на чужой незнакомой территории и без поддержки местного населения. Затем у проекта появилась программная основа и реальные перспективы. Все мы жили в интересное время, наполненное событиями и явлениями», — с грустью говорил г-н Печенкин. Свою речь он завершил в том духе, что ему не хотелось бы, чтобы культурная политика в регионе была окончательно свернута новыми властями: «Амбиции нуждаются в развитии».
Формат круглого стола, кстати, был отменен уже на первых порах. Режим встречи скорее можно обозначить как «один против всех». Один — это Александр Протасевич, и. о. министра культуры Пермского края. На него была возложена миссия доложить о тех самых «итогах и перспективах». На полчаса зал заседаний превратился в лекторий, г-н Протасевич охотно рассказывал о переходе к креативной экономике посредством культурной инновации, тотальной конкуренции между институциями, муниципалитетами и художниками и даже процитировал Люка Вовенарга: «Кто не способен к великим свершениям, тот презирает великие замыслы».
В сухом остатке: Александр Протасевич убежден, что Пермь на несколько корпусов обошла остальные российские города в гонке за высокое звание культурной столицы Европы; 59 фестивалей 59-го региона обусловили бум культурной активности; проект «Пермский край — территория культуры» — это реальный инструмент активизации регионального потенциала.
После этого чиновник на протяжении полутора часов отбивался от нападок творческих и гражданских активистов. Правозащитник Игорь Аверкиев назвал культурную политику в Перми вялыми попытками сохранения рабочих мест. Культуртрегер Леонид Новоселицкий посетовал, что проект никак не связан с просветительскими и образовательными программами.
Самым ярким моментом стала филиппика Светланы Маковецкой, которая начала свое выступление с риторического вопроса: массовый отток культурных менеджеров «гельмановской» формации — это шанс долгожданной самобытности или обнуление счетов?
Светлана Маковецкая:
— Команда предыдущего губернатора превратила культуру в элемент провокации, разжигания вражды и конфликтов. Она стала триггером, спусковым крючком, что ни фестиваль, что ни выставка — то выстрел. Да, ивэнт-менеджмент у нас на высоте, но что насчет постоянных институций? Ведь есть вещи, которые невозможно реализовать в проектном режиме. Вот и получается: одноразовые вливания в культуру — это расходы на роскошь, а не инвестиции в культурную среду.
Игорь Аверкиев подхватил слова своей коллеги и напомнил, что Марат Гельман и Борис Мильграм развивали потребителя, а не производителя культуры. «Культура — это не спорт. Если спорт концентрирует спрос, который и так уже в наличии, то задача культуры — для начала создать этот спрос. У нас этого нет», — заявил г-н Аверкиев.
Павел Печенкин поблагодарил спикера за «холодный душ» и завершил заседание, выразив утопическую надежду, что однажды под крылом нового губернатора на постоянной основе будет создан совет по культуре с широким функционалом и представительством.
В кулуарах шептались: «Интересно, на сколько еще хватит оптимизма Протасевича. Это же главный оптимист края. Я б ему медаль дал».
 
Александр Протасевич о деятелях культуры, авторах коллективного письма Виктору Басаргину: 
— Если честно, я так и не понял, кто эти люди.