Смена без замены
Сотовые операторы смирились с финансовыми потерями в связи с возможностью переноса номера вслед за абонентом. Но хотят дополнительных ограничений клиентов.
С января 2013 года у пользователей мобильной связи появится возможность менять оператора, но оставлять при этом свой номер. Впервые в мире такая услуга появилась в 1997 году в Сингапуре, сейчас она существует более чем в 60 странах мира. В России заговорили об этом еще в 2006 году, но с тех пор услугу так и не удавалось внедрить.
Мобильные операторы отмечают, что для реализации потребуются значительные вложения. Как сообщила «bc» Дарья Вольхина, пресс-секретарь «МТС Урал», «в ходе внедрения сервиса по переносу номера операторы всех уровней неизбежно столкнутся с дополнительными затратами как на установку оборудования, так и на маршрутизацию трафика».
Правда, оценить уровень затрат пока можно достаточно приблизительно. Олеся Касперович, глава департамента внешних коммуникаций «Ростелеком-Урал», не торопится давать прогнозы, так как это «можно сделать тогда, когда появится нормативная база, четко прописанные процедуры и правила в цепочке взаимоотношений «оператор-абонент-оператор» как с технической, так и с экономической точки зрения. Потребуются довольно масштабная разработка новых и изменения в действующие нормативные документы, начиная с того, что ресурс нумерации выделяется пока конкретному оператору, который за него платит».
Евгения Силиванова, менеджер по связям с общественностью ОАО «МегаФон», подтверждает это мнение. По ее словам, «с технической точки зрения на данном этапе крайне важно определить схему реализации инициативы, поскольку именно от этого будет зависеть объем капитальных затрат. В настоящее время никто еще не предложил технического способа реализации «переносимости». При этом предстоит решить один из самых сложных вопросов — переадресация трафика. Вопрос, кто будет платить в случае смены абонентом оператора связи, на уровне Минкомсвязи нами пока не обсуждался».
«По нашим оценкам, — прогнозирует Павел Мельников, начальник отдела по маркетингу и рекламе Пермского филиала ОАО «ВымпелКом», — затраты одного российского оператора в целом без детализации на каждый региональный филиал составят как минимум 50—60 млн долларов. Помимо единовременных инвестиций операторы будут вынуждены на постоянной основе отчислять не менее 10 млн долларов в год на содержание клиринговой компании, аккумулирующей номерную емкость».
Услуга, как предполагает законопроект, должна быть бесплатна для абонента, но операторы не считают это правильным. Павел Мельников утверждает, что «с точки зрения бизнеса было бы правильным, если бы бесплатно переход происходил только один раз: как правило, все бесплатные услуги не ценятся абонентами, и может возникнуть желание переходить от оператора к оператору каждый месяц. А любой переход требует от оператора значительных затрат, направленных на поддержание базы, технической инфраструктуры перехода».
Собеседники не считают, что услуга по «переноске» номера будет пользоваться массовым спросом, так как каждый находит положительные стороны в работе того поставщика услуг, чьим номером он пользуется.
По данным «МегаФона», 93 % их клиентов не планируют менять оператора. «Мы считаем, — говорит Евгения Силиванова, — что введение принципа «переносимости номеров» даст больше возможностей нашим существующим и потенциальным абонентам».
В ОАО «ВымпелКом» не боятся появления услуги по «переноске» номера, прогнозируется, что «в Пермском крае, как и в России в целом, востребованность данной услуги на уровне ниже среднемировых — не более 2-3 % от базы абонентов. Резкого увеличения спроса на данную услугу не ожидается».
Не ждут операторы и каких-либо изменений на рынке услуг мобильной связи. Цены и тарифы, по их прогнозам, останутся на прежнем уровне. По мнению Павла Мельникова, «существенных изменений на рынке не будет, игроки сохранят свои позиции. На первых порах произойдет незначительное перераспределение абонентских баз, но заметного влияния оно не окажет».