Шаг в паутину

Пермский бизнес активно идет в сеть в поисках своего интернет-лица. Веб-разработчики говорят об ограниченности заказчиков и их попытках при минимуме затрат получить максимум отдачи.

Среди современных мобильных людей распространена шутка: «Если тебя нет в Интернете — тебя не существует». Для компании или предприятия нет ничего страшнее, чем недостаточная разрекламированность продукции или услуги, поэтому каждая фирма, контора, учреждение стремятся к раскрутке своего бренда через сеть. Первый способ, который приходит на ум, — создание своего сайта.

Попались в сеть.

По данным справочной системы «ДубльГис», на территории Пермского края сегодня работают более 130 компаний и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по созданию, продвижению и обслуживанию сайта. При этом эксперты сходятся во мнении, что на данный момент можно выделить 5-6 крупных игроков и несколько уровней цен, зависящих от стоимости проектов. Как отмечает Алексей Чистяков, генеральный директор компании ProMedia, конкуренции в дорогом сегменте практически нет, а в более дешевом — фирм, оказывающих услуги по созданию сайтов, достаточно много. При этом объем рынка в год в Перми примерно 300 млн рублей, в России — 14,9 млрд руб (по данным за 2011 год). Директор компании «Реактив» Евгений Вилюжанин оценивает ситуацию на рынке достаточно спокойно: «Мы время от времени пересекаемся с 3-4 из разработчиков веб-сайтов в Перми. Поэтому я оцениваю конкуренцию как комфортную. Местный рынок вполне мог бы вместить еще несколько компаний нашего уровня».

«Работы на рынке реально хватает всем, — комментируют ситуацию в компании «Интернет-Пермь». — Понятно, что в сегменте дешевых проектов спрос выше, но, что важно, величина спроса в данном случае связана не с качественными и функциональными характеристиками, а с возможностями или целенаправленным желанием заказчика заплатить определенную, сравнительно невысокую, цену за продукт. В сегменте дорогих проектов работать хотели бы многие, но часто не хватает сил, опыта, квалификации».

По мнению специалистов «Интернет-Пермь», уровень конкуренции достаточный, «чтобы чувствовать себя в тонусе».

Чуть меньше половины пермских компаний, занимающихся разработкой сайтов, присутствуют на рынке более пяти лет, а каждая пятая — более 10. Многие из них начали свою деятельность 1-2 года назад. При этом порядка 5% фирм, работающих в этом сегменте, являются филиалами.

Как отмечают участники рынка, одной из тенденций последнего времени становится сотрудничество пермских разработчиков с московскими студиями. Последние получают заказ и отдают его по субподряду местным компаниям, что позволяет сэкономить деньги и получить продукт достаточно высокого качества. Обратный процесс заключается в том, что пермские заказчики, наоборот, начинают обращаться к иногородним разработчикам. «Заказы уходят в Москву и другие регионы, но, как правило, об этом становится известно тогда, когда проект готов и представлен публике. С другой стороны, есть доля заказов из Москвы, которая приходит в Пермь. Интернет ослабляет действие фактора границ и региональной привязки. Мы все — и разработчики, и заказчики — получаем возможность выбирать», — делятся в «Интернет-Пермь».

От количества до качества.

«В последнее время на рынок вышло много молодых компаний, которые состоят из 1-2 человек, — рассказывает Ирина Корнилова, менеджер имидж-студии Gamburger. — Они оказывают услуги на низком уровне, в связи с этим происходит переделывание и закрытие новых проектов. Клиент не всегда может сделать правильный выбор и определить уровень компетенции разработчика». Другие участники рынка также называют в качестве одной из основных проблем именно фрилансеров.

По словам Кирилла Лесникова, генерального директора «Business Station» (представляют компанию «Сайт-мастер»), необходимо разделять фриланс и компании, в которых есть определенный технологический цикл от руководителя проекта до копирайтера. «Когда работают 1-2 человека, невозможно выдать продукт такого же уровня и качества, который предлагают крупные компании с выстроенным циклом создания веб-сайта», — отмечает эксперт.

При этом характерной ситуацией для рынка становится обращение клиента к крупному игроку после работы с фрилансером для решения целого ряда проблем, возникших с сайтом. «Зачастую в такой ситуации проще сделать новый сайт. Это, конечно, дороже, но стратегически более верно, так как старая разработка будет требовать постоянных вложений», — полагает г-н Лесников.

Не избежала сфера веб-разработки и других проблем, связанных с вхождением в экономику новой отрасли. Участники рынка периодически жалуются на отсутствие квалифицированных специалистов, текучку кадров и даже непонятливость заказчиков, который стремится «за небольшие деньги» получить продукт высокого качества, при этом не понимая специфики разработки веб-сайтов.

Вопрос выбора.

Как признаются участники рынка, основным средством привлечения клиента остаются личностные контакты и рекомендации. Однако довольно много внимания веб-студии уделяют портфолио, которое также нередко производит впечатление на потенциального заказчика. В крупных компаниях отмечают, что данный раздел необходимо тщательно проверять — нередки случаи, когда недобросовестные игроки включают в перечень своих работ проекты, к которым не имеют никакого отношения.

Стоит отметить, что нередко заказчик обращает внимание и на возраст компании. При это сегодня веб-студии чаще всего исповедуют комплексный подход — начиная от создания сайта и заканчивая его продвижением. При этом компании готовы осуществлять техническое обслуживание проекта, создавать дополнительные сервисы, оказывать услуги хостинга по цене от 100 до 1000 рублей в месяц в зависимости от объема сайта. По словам г-на Лесникова, это закономерный процесс. «Изначально мы занимались только продажей коробочного решения системы управления сайтом. Сейчас мы осуществляем разработку, поддержку, техническую оптимизацию — то есть весь спектр услуг, за исключением продвижения», — делится г-н Лесников. Отдельные игроки рынка готовы предоставить заказчику не только представительство в глобальной сети, но и заняться разработкой бренд-бука и логотипа.

Стоимость создания сайта сильно разнится. Это зависит не только от разработчика, но и от того, какого типа сайт предстоит сделать. Как отмечает г-н Чистяков, последнее время деление на типы сайтов постепенно уходит в прошлое: заказчики просят реализовать проект со стандартной структурой, многие фирмы составляют прайс-листы, в которых указаны сайты-визитки, корпоративные сайты, интернет-магазины. Сайты-визитки, состоящие максимум из 5 страниц, могут стоить от 3 тыс. рублей до 15 тыс. Стоимость корпоративного сайта начинается от 6 тыс. рублей и может доходить до 60 тыс. Многие разработчики предлагают и услугу создание интернет-магазина. Цена на нее может достигать 120 тыс. рублей.

«Интернет-технологии изменились, — подтверждает Ирина Корнилова. — Сейчас заказывают сайты с сервисами: личный кабинет, бонусные программы, выгрузка 1С и т.д. Подкованность заказчиков в вопросах технологий осталась на прежнем уровне, но сейчас многие предоставляют примеры сайтов, как они видят и концепцию своего проекта».

Участники рынка признаются, что редкий заказчик самостоятельно интересуется новыми технологиями. «Если объяснить и наглядно показать преимущества, интерес присутствует», — рассказывают в имиджевом центре «Сенатор».

Похожая позиция и у директора компании «Реактив» г-на Вилюжанина: «Сегодняшний заказчик почти всегда уже имеет опыт работы с веб-разработчиками. Он ориентируется в задачах, стоящих перед его сайтом, используемых технологиях и критериях выбора исполнителя. Это очень облегчает работу». Эксперты уверяют, что теперь большинству веб-студий приходится ориентироваться именно на потребности конечного пользователя и шаблонные решения пользуются все меньшей популярностью.

«Заказчики стали более опытными пользователями, но исключительно в том смысле, что они стали больше и чаще пользоваться Интернетом. Сказать, что их «пользовательский репертуар» стал разнообразнее, нельзя: как правило, это определенный (и процентов на 70 легко угадываемый) список сайтов, которые посещаются с той или иной степенью регулярности и являются для них образцом. Заказчики стали больше интересоваться возможностями Интернета с той точки зрения, какую выгоду присутствие в Интернете может принести их бизнесу. Говорить о том, что они в массе своей стали более глубоко погружаться в технологии, не приходится», — резюмируют в компании «Интернет-Пермь».

Технологии выживания.

За последние 10 лет технологии создания сайтов значительно изменились. Это связано с развитием web 2.0 — методики проектирования, при которой стала возможна социализация сайта. Появилась возможность настраивать сайт «под себя», менять настройки по желанию. Изменился и дизайн: стали более предпочтительны обтекаемые формы, имитация бликов на глянце и пластике, благодаря этому отдельные элементы превратились в объемные. Внешний вид перестал быть аскетичным, сайты стали более графичны. Эта тенденция прослеживается не только в интернет-пространстве. Изменился интерфейс программ и операционных систем, а сайты шагают с ними в ногу.

По словам Ирины Корниловой, сейчас в связи с появлением новых устройств, с которых можно выйти во всемирную сеть, в обязательном порядке тестирование сайта происходит на ipad, iphone. В имиджевом центре «Сенатор» также отмечают, что «при верстке требуется обеспечить корректную поддержку всех старых и новых устройств с разными размерами экрана и интерфейсами».

Поисковая оптимизация (SEO) также претерпела несколько изменений. Основная ее цель — поднятие позиций сайта в выдаче результатов поисковой машины. Иными словами, SEO — это попытка попасть «на первую страницу Яндекса». Сейчас комплекс SEO — не просто раскрутка сайта, а пакет услуг по веб-пиару. В него входят: дополнительная реклама, увеличение активности переходов на сайт, создание интересного контента на сайте. «Технологии продвижения изменились, так как тенденции предоставления товаров и услуг сильно продвинулись вперед. Те компании, которые занимались продвижением 5 лет назад, не испытывали такой сильной конкуренции, как сейчас. Также принципы выдачи поисковых систем были намного проще. В последнее время стало популярно продвижение через социальные сети», — рассказывает г-жа Корнилова.

Еще одной тенденцией стало то, что некоторые игроки рынка отказываются от тех или иных услуг и занимаются только одним направлением, например, оптимизацией и продвижением. Вместе с тем вчерашние веб-разработчики взялись и за развитие собственных проектов в Интернете, рассчитывая на их более быструю окупаемость и постоянный доход. Эксперты отмечают, что подобные веб-площадки могут являться новостными и сервисными проектами, однако далеко не всегда их запуск приносит ожидаемый результат, и они превращаются в дотационные проекты с высоким сроком окупаемости.

Алексей Заболотных, сопредседатель Пермского отделения «ОПОРЫ РОССИИ»:

— Стоит отметить, что на данный момент и российский бизнес, и потребитель неплохо освоили Интернет и активно используют его в своих целях. Если говорить о динамике и тенденциях развития сайтов, налицо переход от обычных сайтов-визиток к интерактивным сайтам, на которых можно приобретать товары или решать какие-то задачи. Очень эффективным для бизнеса представляется сайт, на котором посетители могут самостоятельно выбирать товар или услугу и размещать на них заказы. Продавец значительно выигрывает, используя интерактивный сайт, так как освобождается от значительных трат по аренде торговых площадей и зарплате сотрудников, а покупатель приобретает свободу выбора, экономию времени и мобильность: он может заказать необходимый товар или услугу по конкурентной стоимости с любого гаджета в любом месте, где есть Интернет. В динамичном развитии интернет-торговли важную роль играют широкое распространение систем электронных взаиморасчетов (электронные деньги) и практически повсеместный и недорогой доступ к скоростному Интернету.

Однако есть и обратная сторона медали, и она выражена в рисках нарваться на недобросовестного игрока интернет-рынка. Поэтому остро встает вопрос о создании системы оценки качества менеджмента предприятий малого и среднего бизнеса и в частности интернет-компаний, системы, благодаря которой потребитель будет иметь возможность отличать добросовестных игроков от недобросовестных, лучшие компании от посредственных и т.д. Именно над разработкой и интеграцией такой системы сегодня активно работает Пермское региональное отделение «ОПОРЫ РОССИИ», в частности, комитет по управлению качеством и рисками.

Алексей Богдановский, директор компании «Амадо»:

— Конкуренция на рынке сильно зависит от сегмента, в котором работать. В сегменте сложных интернет-проектов конкуренция невысокая. Как правило, для выполнения таких проектов нужны большой опыт и большая команда разработчиков. В сегменте же «маленьких» сайтов, наоборот, конкуренция высокая, поскольку порог входа здесь очень низкий.

Можно выделить три сегмента стоимости веб-проектов. Это сайты начального уровня, как правило, базирующиеся на каких-то шаблонно-тиражных решениях, их стоимость может составить от 10 до 40 тыс. рублей. Есть также средний сегмент, когда решаются типовые задачи, но с добавлением своей «изюминки» в виде оформления и т.п., такие проекты вписываются в бюджет 50-200 тыс. рублей. Наконец, полностью индивидуальные разработки, когда работа начинается с проектирования всей системы, встраивания ее в бизнес-процесс, создания собственных сервисов и особенностей, полностью индивидуальным дизайном и т.п. Такие проекты стоят от 150 тыс. рублей, и в Перми, наверное, цена редко уходит выше 600 тыс. рублей. Но надо понимать, что и сроки разработки, и размер команды для таких проектов очень разные.

Если считать суммарно, то количество создаваемых сайтов гораздо больше, чем сайтов, которые занимаются своим продвижением. Если же смотреть во временном промежутке за последние 3 года, то значение услуги «продвижение сайта» выросло многократно, и сейчас уже большинство клиентов осознают необходимость этого и готовы активно работать в этом направлении. Стоимость продвижения небольшого сайта в одном регионе колеблется в районе 10-20 тыс. рублей в месяц, но бюджет каждый раз рассчитывается индивидуально, поскольку все зависит от текущего состояния дел, конкуренции, желаемых результатов, охвата регионов и т.д. Более крупные рекламные кампании обычно имеют месячный бюджет от 100 тыс. рублей.

www.amado-id.ru