Люди в курсе

Региональная власть взяла курс на повышение ответственности муниципалитетов перед населением. Для этого планируется создать специальный сайт, на котором любой желающий сможет выставить оценку за предоставляемые муниципальные услуги. Результаты оценки будут влиять на кадровые решения.

В Пермском крае принято решение о создании «Системы общественного контроля качества предоставления муниципальных услуг на территории муниципальных образований». Этот процесс был инициирован губернатором Пермского края Виктором Басаргиным. Он не раз обращался к проблеме повышения ответственности муниципальной власти, в том числе глав в территориях непосредственно перед населением. Об этом, например, свидетельствуют заявления губернатора о возвращении к прямым выборам мэров, что полностью вписывается в федеральные тренды по демократизации политических процессов на всех уровнях власти. Но кроме электорального механизма оценки г-н Басаргин предлагает создать систему, при которой население сможет реагировать на деятельность местных руководителей в текущем режиме, не дожидаясь очередных выборов.

Власть об оценке деятельности муниципалитетов.

Наиболее четко этот подход был обозначен в докладе губернатора на заседании Государственного Совета РФ, где глава Пермского края предложил ввести специальные показатели для оценки эффективности деятельности муниципальной власти. «Мы считаем, что необходимо ввести показатель информационной открытости предоставления муниципальных услуг, наличия сайтов муниципалитетов, проведения публичных слушаний, отчетов глав и руководителей органов местного самоуправления перед населением. Также необходимо усовершенствовать сбор оценок населением качества муниципальных услуг». Для этого губернатор планирует до конца года ввести систему оценок, позволяющую охватить «порядка 80 тысяч человек, которые могли бы высказать свои пожелания по оценке качества предоставляемых услуг муниципалитетами, в том числе оценки деятельности глав муниципальных образований. То есть это порядка трех процентов жителей края», — заявил Виктор Басаргин.

Эта работа поручена министерству территориального развития Пермского края. Как пояснил «bc» Дмитрий Самойлов, заместитель председателя правительства Пермского края, министр территориального развития Пермского края, «сейчас ведется работа по созданию электронной системы в формате информационного портала, который будет размещен в сети Интернет и позволит всем желающим оценить качество предоставления муниципальных услуг на территории конкретных муниципальных образований Пермского края. Причем сделать это можно будет в отношении как отдельных муниципальных учреждений и предприятий, так и органов власти. Для получения таких оценок на всех сайтах муниципалитетов будут размещены соответствующие баннеры и ссылки, по которым можно выставить оценки, выразив свое мнение о качестве муниципальных услуг. Результаты такой оценки станут одним из элементов общей системы оценки управленческой деятельности глав муниципальных образований, которая в настоящее время также находится в стадии совершенствования». Запуск данного информационного портала запланирован на начало 2013 года.

Создание подобной системы оценки также вписывается в стратегию развития муниципальной власти на территории Пермского края. 15 августа на заседании комитета ЗС по государственной политике и развитию территорий министр территориального развития Дмитрий Самойлов заявил, что готов войти в рабочую группу по разработке проекта постановления краевого Законодательного Собрания «О состоянии местного самоуправления и развития муниципальных образований в Пермском крае в 2011 году» и попросить включиться в эту работу Ольгу Антипину — министра финансов, Андрея Шагапа — министра по управлению имуществом и земельными отношениями и Александра Фенева — министра энергетики и ЖКХ. В составе такой команды Дмитрий Самойлов рассчитывает подготовить «прекрасный документ, который будет являться оперативным планом работы в рамках программы социально-экономического развития Пермского края».

Подобный подход региональной власти предполагает также повышение активности глав муниципалитетов по привлечению инвесторов на свою территорию, участие в распределении средств из бюджетов различных уровней, поиск возможностей для государственно-частного партнерства при строительстве инфраструктурных объектов. Для этого региональная власть создает соответствующие механизмы. Так, свою эффективность продемонстрировал инструмент софинансирования из краевого бюджета муниципальных проектов по благоустройству территорий. Об этом говорилось 8 августа на заседании Совета представительных органов муниципальных образований Пермского края. «Недавно поселения получили право самостоятельно участвовать в проекте «Благоустройство», который действует в рамках Фонда софинансирования расходов. На 1 августа принято 190 заявок от поселений 30 муниципалитетов на сумму более 600 млн рублей. Первые средства (52 млн рублей) уже направлены на реализацию проектов», — отмечает Валерий Сухих в своем блоге.

Конкурс территорий края.

Как сообщает пермский региональный сервер, «в конкурс муниципалитетов, который проводится уже несколько лет в Пермском крае, будет добавлен критерий личной успешности руководителя. По словам губернатора, население должно самостоятельно решать, насколько эффективно работает тот или иной глава».

Отметим, что на сегодняшний день участники конкурса среди муниципальных образований Пермского края оцениваются по таким ключевым показателям, как развитие территории, развитие человеческого потенциала, экономическое развитие, развитие инфраструктуры, управление ресурсами, управление общественными финансами, управление государственными учреждениями. Муниципальные образования, победившие в этом конкурсе, помимо дипломов и других почетных наград получают из краевого бюджета денежное вознаграждение, 70% которого идет на социально-экономическое развитие соответствующего муниципалитета, а остальная сумма в виде материального поощрения распределяется между сотрудниками администрации муниципалитета по заслугам. В 2010 году общий призовой фонд конкурса составлял 28 млн рублей, а в 2011-м он был увеличен до 70 млн рублей.

Эксперты видят риски.

Представители гражданского общества, ученые и специалисты относятся к подобным заявлениям достаточно скептически. Эксперт центра «Грани» Константин Сулимов допускает, что в итоге может быть разработана система показателей эффективности деятельности муниципальной власти и что она может действительно влиять на кадровые решения в муниципалитетах. «Однако для принятия таких решений у губернатора не так много возможностей, все они определены в федеральном законе № 131 (закон о МСУ) и не предусматривают на сегодняшний день учета мнения населения. Для введения механизма оценки деятельности муниципальной власти населением нужно менять этот закон».

Председатель ассоциации «Голос» в Пермском крае Виталий Ковин отмечает: «Европейская практика показывает, что наиболее эффективным механизмом повышения ответственности муниципальной власти перед населением являются прямые выборы, широкие возможности для проведения муниципальных референдумов и плебисцитов». При этом подобный механизм уже заложен в действующем законодательстве и для его функционирования нет никаких препятствий.

Повышение ответственности муниципальной власти перед населением предполагает наделение муниципалитетов достаточными административными и финансовыми полномочиями (подробнее см. «bc» № 395 «Бюджет рассудит»). «Когда граждане почувствуют, что муниципалитеты реально что-то могут, тогда они станут больше обращать внимание на деятельность этой власти, в том числе активнее участвовать в выборах и разного рода оценках муниципальной власти. Пока этого нет, и местная власть зачастую списывает бытовые проблемы, например несвоевременный вывоз мусора, на отсутствие должной поддержки со стороны региональных властей», — рассуждает г-н Ковин.

Константин Сулимов опасается, что контроль со стороны населения станет рычагом давления на местных руководителей. «Если механизм контроля муниципальной власти со стороны граждан будет использоваться региональной властью для принятия кадровых решений и оказания другого влияния на муниципалитеты, то ничего хорошего из этого не выйдет и местное самоуправление еще в большей степени перестанет быть таковым», — предупреждает Константин Сулимов.

Только «за».

Что касается мнения самих представителей муниципальной власти, то здесь они проявили полное единодушие с заявленными губернатором инициативами. Общий знаменатель этих мнений сводится к пониманию главами муниципальных образований того, что в любом случае они несут ответственность перед населением по всем направлениям деятельности. Также главами отмечается, что отчетная работа в той или иной форме перед населением ведется. Так, глава Кизеловского района Александр Гаврилов утверждает, что «отчеты перед населением проводятся регулярно. В нашем Уставе прописано, что глава ежегодно отчитывается перед депутатским корпусом и перед населением района. Соответствующая информация публикуется в местных газетах, на сайте администрации. Кроме этого, каждое полугодие проводятся встречи с избирателями, трудовыми коллективами, бюджетными организациями, в том числе в формате выездных мероприятий на уровне городского округа и муниципального района. На подобных встречах мы также рассказываем о проделанной работе и делимся планами на будущее». В Перми мэр Игорь Сапко и главы районов также проводят отчетные мероприятия в форме открытых приемов, где любой житель города может задать вопрос представителям городской власти, в том числе этой цели служит call-центр главы города.

Внедрение новой системы общественного контроля органов власти и создание электронного портала, в частности, по мнению Дмитрия Самойлова, также позволит «органам местного самоуправления заинтересованно относиться к решению вопросов повышения качества предоставления муниципальных услуг гражданам».

Отдельно.

В Указе Президента РФ «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» заложен механизм опроса граждан о качестве государственных услуг, а именно «удовлетворенность населения: медицинской помощью (процент от числа опрошенных); качеством дошкольного образования, общего образования и дополнительного образования детей (процент от числа опрошенных); деятельностью органов местного самоуправления городского округа (муниципального района), в том числе их информационной открытостью (процент от числа опрошенных)», но сам порядок проведения таких опросов не зафиксирован.