На минувшей неделе сеть супермаркетов премиум-класса «Азбука вкуса» объявила о своем решении зайти в регионы через франшизу. В данный момент компания работает над разработкой и формированием партнёрского предложения. Окончательное решение о запуске франшизы будет принято советом директоров в конце 2012 года.
«Пермь на 100 процентов входит в зону интересов компании для развития по франчайзингу. По предварительным оценкам, в городе до 2015 года компания планирует открыть 3-5 супермаркетов площадью от 400 до 1000 квадратных метров», — сообщил «bc» Павел Носков, начальник отдела франчайзинга ООО «Азбука вкуса».
В качестве партнёров по франчайзингу компания «Азбука вкуса» хочет видеть опытных и сильных предпринимателей, имеющих действующий продуктовый бизнес, т. е. предпринимателей, у которых уже есть действующие магазины, которые удовлетворяли бы требованиям «Азбуки вкуса» к помещению для фирменного супермаркета. При этом франчайзи должен «проапгрейдить» магазины до уровня премиум-класса, т. е. провести соответствующий ремонт, поменять торговое и технологическое оборудование, разместить на фасаде фирменную вывеску, провести стажировку и обучение персонала в фирменной сети супермаркетов «Азбука вкуса», установить в магазине самое инновационное программное обеспечение, заключить договоры на поставку товара, отвечающего требованиям компании к качеству, и прочее.
По словам директора УК «ЭКС» Елены Ждановой, «Азбука вкуса» выбрала франшизу потому, что компания хочет снизить риски, связанные с инвестированием. По словам собеседницы, ниша для этого ритейлера на пермском рынке есть, но она достаточно узкая.
«В каком количестве объектов такой формат будет востребован в Перми, сказать достаточно сложно, на мой взгляд, это единицы. Насколько я знаю «Азбуку вкуса», они никогда не гонятся за количеством магазинов, то есть выдерживают свою концепцию. Их клиент в Перми точно есть, но количество магазинов несравнимо с тем форматом, в котором сегодня работают другие розничные сети», — парировала Елена Жданова.
С тем, что «Азбука вкуса» на пермском рынке найдет своего клиента, соглашается эксперт по франчайзингу в Пермском крае Юлия Богушевская. По ее мнению, Пермь находится в сегменте городов с достаточно высоким уровнем жизни и платежеспособности. Супермаркеты премиум-класса, по мнению собеседницы, будут иметь успех.
Директор управляющей компании «Добрыня» Константин Окунев сомневается, что в перспективе 3-5 лет с учетом ситуации в мировой экономике пермские ритейлеры заинтересуются франшизой компании.
«Клиент «Азбуки вкуса» затоваривается в ТЦ «Метро» и «Мега». «Азбука вкуса» рассчитывает на 10 тыс. SKU (идентификатор товарной позиции — прим. авт.), когда в «Метро», например, ассортимент — от 30 тыс. SKU. В последнем гораздо больший выбор и цена доступнее», — отметил г-н Окунев.
«Покупать продукты в магазинах премиум-класса в Москве или Санкт-Петербурге престижно, — размышляют собеседники. — Однако в Перми люди считают свои деньги».
Директор пермского отделения ОАО «Магнит» Николай Знобищев в беседе с «bc» заявил, что такие крупные игроки, как «Азбука вкуса», имеют право на жизнь, и отметил, что на пермском рынке такие форматы будут востребованы.
X5 Retail Group прогнозировать успех франшизы отказались, заметив, что у компании есть свой магазин формата премиум-класса «Зеленый перекресток». Однако в ближайшее время открытие таких заведений в Перми и Пермском крае не планируется.
Все собеседники «bc» — представители сферы ритейла — заявили, что не будут рассматривать возможность приобретения франшизы «Азбуки вкуса». По мнению аналитиков ООО «Центр деловой информации», вряд ли среди действующих сетей такие желающие появятся и в будущем, скорее интерес может проявить компания, ищущая проект для инвестиций, или более крупный игрок, заходящий сразу в несколько регионов.