Обоснованная поддержка
Обоснованная и структурированная поддержка лесопромышленного комплекса позволит увеличить «пул» эффективных предприятий края в 2-3 раза.
Лесопромышленный комплекс Пермского края нуждается в поддержке со стороны государства по трем основным причинам. Во-первых, наш регион относится к ведущим по лесосырьевому и промышленному потенциалу, но при этом ЛПК не занимает соразмерного своему потенциалу места в экономике края. Во-вторых, необходимость поддержки обусловлена и тем, что ЛПК имеет большую социальную значимость — в отрасли работают более 21 тысячи человек. И в-третьих, существует объективная необходимость восстановления экологической обстановки в районах с интенсивными лесозаготовками прошлых лет с помощью лесовосстановления.
Проведенный глубокий анализ отрасли в период работы в правительстве позволил сформулировать основные направления развития лесопромышленного комплекса. Нами предложены прямые и косвенные инструменты поддержки, которые отражают основные приоритеты отрасли.
Ключевой фактор поддержки — содействие увеличению мощностей по заготовке и глубокой переработке древесных ресурсов Пермского края на предприятиях малого и среднего бизнеса. Предоставление субсидий в лесной отрасли предлагается осуществлять путем конкурсного отбора инвестиционных проектов, предусматривающих вложение инвестиций в объеме от 100 до 300 млн рублей, с учетом глубины и комплексности переработки древесного сырья и на основании решения конкурсной комиссии. Это позволит предприятиям ЛПК производить продукцию с более высокой маржинальной стоимостью, получать более высокую прибыль, а также увеличить налоговые отчисления в бюджет края и создать новые рабочие места в отрасли.
Главная проблема отрасли — неразвитая инфраструктура, особенно отсутствие дорог круглогодичного пользования для вывозки леса. Необходимый объем поддержки составляет 1,5 млрд рублей бюджетных средств, которые целесообразно направить на развитие инфраструктуры лесных муниципалитетов, например Красновишерского и Чердынского районов. Строительство новых дорог целесообразно осуществлять с привлечением средств бизнеса на основе государственно-частного партнерства.
Также стоит сказать о необходимости повышения финансовой устойчивости организаций ЛПК, здесь предлагается использование финансовых ресурсов программы Минторга по развитию малого и среднего предпринимательства. Реализация данного направления подразумевает предоставление субсидий на уплату процентов по инвестиционным проектам и субсидий на уплату первого взноса договора лизинга.
Следующая проблема отрасли — дефицит квалифицированных кадров. Возможный вариант решения проблемы — создание учебных центров по подготовке кадров на основе государственно-частного партнерства. Примером реализации подобного проекта стала инициатива группы компаний ПЦБК по созданию образовательного центра в Добрянском муниципальном районе совместно с зарубежными предприятиями-поставщиками лесозаготовительной техники. Профиль центра — машинисты лесозаготовительной техники. Второй путь — курирование отдельных специальностей в НПО и СПО со стороны предприятий. За основу берутся именно ступени начального и среднего профобразования, поскольку эти образовательные учреждения курируются краем. Третье решение кадрового вопроса основано на организации имиджевых конкурсов для работников и предприятий ЛПК.
Кроме этого, важным направлением является продвижение продукции предприятий ЛПК с помощью конгрессно-выставочных мероприятий регионального, общероссийского и международного масштабов, а также стимулирование предприятий на проведение лесной сертификации по международным стандартам с помощью субсидирования из краевого бюджета. Поддержка отрасли предлагается и в рамках мероприятий проекта «Пермский деревянный дом», поскольку тема деревянного домостроения может стать ключом для решения проблемы социального жилья. Ведь на сегодняшний день уже выработан алгоритм, как можно с наименьшими потерями преодолеть существующие юридические барьеры и удовлетворить потребность жителей края в дешевом и экологически чистом жилье.
Развитие важной составляющей ЛПК — лесозаготовительной деятельности — не может осуществляться без развития лесовосстановительной инфраструктуры, что предполагает сохранение лесов, повышение их ресурсо-экологического потенциала, обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в лесных ресурсах и услугах леса. Данное направление предлагается развивать в рамках программы министерства природных ресурсов «Леса Прикамья». Здесь прежде всего необходимо проведение мероприятий, направленных на повышение продуктивности и качества лесов; улучшение экологического состояния, биологического разнообразия лесов; повышение эффективности защиты лесов от болезней и неблагоприятных факторов; повышение эффективности государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах, охраны лесов от пожаров; лесоустройство лесничеств края.
В завершение хочу сказать, что в отрасли существует еще ряд проблем, о которых я не стала упоминать и которые бизнес, как показывает практика, может решить самостоятельно.
В целом хочу отметить, что разработанные направления поддержки ЛПК могут позволить в ближайшей перспективе не только увеличить объем налоговых отчислений в бюджет края, но и вывести на новый уровень «пул» эффективных предприятий малого и среднего бизнеса ЛПК края и создать конкурентный рынок в отрасли.
Хотелось бы надеяться, что данные предложения, сформированные на основе плотного взаимодействия с бизнесом и глубокого анализа региональных и мировых тенденций, будут учтены в новой Концепции развития лесопромышленного комплекса, которую должна представить на суд ЗС новая команда министерства промышленности и министерства природных ресурсов.
Елена Гилязова, депутат Законодательного собрания Пермского края:
— У ЛПК сегодня есть потенциал. Предприятия могут развиваться за счет уже имеющихся мероприятий поддержки — 419-е постановление Правительства РФ «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов», согласно которому взамен на инвестиции предприятие получает лес по льготной цене, и налоговые послабления. По моим представлениям, деньги нужно вкладывать в ресурсы, в сохранение и увеличение количества производимой продукции. Также необходимо произвести инвентаризацию ресурса, поскольку мы сегодня довольно часто сталкиваемся с ситуацией, когда выделяемый ресурс не соответствует необходимым качественным характеристикам.
Николай Косвинцев, экс-советник министра промышленности Пермского края:
— В целом программа поддержки ЛПК была разделена на 5 приоритетов не случайно. Мы исходили из реализации трех принципов. Первый — соответствие продукта требованиям рынка: мероприятия программы должны стимулировать бизнес повышать конкурентоспособность продукта, в частности за счет повышения глубины и комплексности переработки лесного ресурса. Второй — востребованность мероприятий со стороны бизнеса: их реализация не приведет к желаемому результату, если они не основываются на мотивах и интересах бизнеса (целевой аудитории). И наконец, третий — окупаемость бюджетных средств: если затраты на реализацию мероприятий не покроются в обозримой перспективе в виде налогов, взимаемых с бизнеса, то бюджетная эффективность мероприятий подвергается сомнению.
Константин Пьянков, экс-министр предпринимательства и торговли Пермского края:
— Cегодня необходимо помогать предприятиям работать с кредитными учреждениями путем компенсации процентных ставок или предоставления субсидий на компенсацию первых взносов по лизингу и паушальных взносов по франшизам. Но мне кажется, что поддержку такого уровня необходимо осуществлять посредством комплексной программы. Отдельно хочу добавить, что субсидии — это всего лишь инструмент поддержки, и наиболее важной является консультационная работа с предприятиями ЛПК. Для бюджета было бы гораздо эффективнее сначала проинвестировать создание информационного поля для ЛПК, которое помогло бы руководству предприятий быть в курсе современных отраслевых технологий работы и инструментов сбыта продукции.