Въездной туризм в Пермском крае работает по двум направлениям — это прием иностранцев и обслуживание российских туристов, приехавших из других регионов. По итогам первого полугодия 2012 года количество посетивших регион составило около 327 тысяч человек. При этом в целом Россия, по прогнозам Всемирной туристской организации ООН, примет в 2012 году около 25 млн человек.
Спасибо Транссибу.
Руководитель туристического центра «Затерянный мир» Евгений Кокшаров отметил, что основной спрос на турпродукты со стороны иностранцев в Пермском крае обеспечивается за счет людей, которые здесь работают и пытаются попутно разнообразить свой досуг. По его словам, туристов, специально приезжающих из-за границы, в крае единицы. В целом доля иностранцев в общем потоке въездного туризма — порядка 3%.
По мнению президента НП «Пермская гильдия туризма» и директора турфирмы «Краснов» Михаила Краснова, основная масса иностранцев, приезжающих в Пермь, — это туристы, путешествующие по Транссибу, так что город является не конечной целью любознательных иностранцев, а перевалочным пунктом. Стартуют подобные путешествия, как правило, в Москве или Санкт-Петербурге, а заканчиваются во Владивостоке, иногда даже в Китае или других странах Юго-Восточной Азии. В целом такая поездка может занимать от 3 месяцев до года.
В Перми иностранцы проводят 2-3 дня и за это время успевают осмотреть несколько достопримечательностей. Лидером по популярности, по данным турфирмы «Краснов», является «Пермь-36» (она интересует 32% туристов), далее следует Кунгурская ледяная пещера (30%), на третьем месте — обзорная экскурсия по Перми, на четвертом — Белогорский монастырь. Также частыми местами посещения являются Хохловка и Чусовой.
В 2012 году пермские туроператоры, работающие с направлениями въездного туризма, отметили небольшой спад количества иностранцев, посетивших Пермь. Однако, по словам Михаила Краснова, несмотря на падение потока на 7%, заметно расширилась география: перечень стран, из которых люди приезжали в регион, вырос почти на треть. По данным туристической компании «Краснов», наибольшее количество иностранцев в 2012 году прибыли в Пермь из Голландии (28% от общего количества туристов). «По статистике Голландия на первом месте в Европе по количеству любителей экзотики и экстремального туризма», — отметил г-н Краснов. На втором месте по притоку туристов в Пермь — США (16%), далее следуют Австралия (7%), Великобритания (7%) и Китай (6%). Также в Пермский край приезжают из Бельгии, Канады, Мексики, Пакистана, Польши, Германии, Сербии, Швейцарии и Египта.
Основным источником доходов туроператоров от приема иностранных туристов являются заказанные экскурсии. Организация проживания, напротив, составляет незначительную долю в общем заработке туристических компаний. В 2012 году сложилась тенденция падения спроса на организованное проживание — число иностранцев, заказывающих гостиницу через турфирмы, уменьшилось на 69%, но при этом почти на 80% выросло количество организованных экскурсий. По словам Михаила Краснова, иностранцы предпочитают самостоятельно бронировать жилье, выбирая более дешевые варианты, и с появлением в Перми хостела П количество заказов гостиниц упадет еще сильнее. Правда, исключения бывают, но редко.
Спасибо Парфенову.
Если рассматривать второе направление въездного туризма — российских туристов, приехавших в Пермь из других регионов, то тут в 2012 году произошел заметный рост (около 70%). По мнению Михаила Краснова, своеобразной рекламой здесь послужил совместный телепроект Алексея Иванова и Леонида Парфенова «Хребет России», посвященный истории Урала. Однако Евгений Кокшаров уверен, что Пермский край обладает огромным нереализованным потенциалом, и вся проблема лишь в том, что регион очень слабо раскручен в туристическом плане. «Крупные федеральные операторы вообще не работают с пермским направлением, потому что о нем никто не знает. Нет никаких материалов о имеющихся здесь достопримечательностях, самых популярных местных туристических маршрутах. Нам остро не хватает информационной поддержки, и это, на мой взгляд, вина краевой власти. В рамках Программы развития туризма в Пермском крае был создан Информационно-туристический центр, но я не вижу от него никакой реальной пользы. Пока вся информация распространяется исключительно методом сарафанного радио», — подчеркнул г-н Кокшаров.
По его словам, основная сфера интереса для приезжающих в Пермский край из других регионов — это природные достопримечательности. Самыми популярными маршрутами, по данным компании «Затерянный мир», являются сплавы по Вишере, Койве, Усьве и Чусовой, а также различные спелеологические экскурсии в районе Кизеловско-Яйвинского угольного бассейна. «Направление работы с туристами из других регионов требует минимальных затрат, ведь в отличие от выездного туризма турфирмам не нужно иметь дела ни с авиаперелетами, ни с дорогостоящим проживанием, так что основным фактором, влияющим на доходы туроператоров, является поток туристов — но он пока очень мал», — отметил Евгений Кокшаров.
Сами представители Информационно-туристического центра отметили, что ведут достаточно активную работу по продвижению региона и формированию интереса к туристическим маршрутам Пермского края. Информация распространяется через сайт центра и социальные сети. Ежегодно представители центра участвуют в 5-6 туристических выставках — как российских, так и международных. Кроме того, центр занимается изготовлением полиграфической продукции — каталогов для турбизнеса, где собрана информация и указаны цены по всем турам пермских компаний, а также карт и путеводителей для туристов. Говоря о результатах своей деятельности, представители Информационно-туристического центра подчеркивают, что за три года работы посещаемость центра выросла в десятки раз и составляет на сегодня 12-15 тысяч в год.
Чтобы в край пришли туристы, нужно починить дороги
Елена Шперкина директор фирмы международного туризма «Валида»:
На сегодня индустрия въездного туризма в Прикамье находится в начале развития. Мы существенно отстаем от многих регионов России, при этом я не рассматриваю традиционные для путешественников места: Байкал, Алтайский край, Краснодарский край, мы отстаем от Екатеринбурга, Казани, Тюменской области.
Число компаний, пытающихся заниматься въездным туристическим бизнесом в крае, растет, и это понятно: на сегодня туризм — привлекательная отрасль экономики. Жаль только, что многие работают по серым схемам, не имеют финансового обеспечения по страхованию ответственности и, соответственно, регистрации в федеральном реестре.
Основными факторами, сдерживающими развитие туризма в регионе, можно назвать как логистические (высокая стоимость авиа- и железнодорожных билетов, отсутствие межрегиональных полетов), так и внутренние проблемы. К ним относятся в первую очередь — низкое качество турпродуктов; отсутствие туристского имиджа края; неудовлетворительное состояние дорог и отсутствие придорожного сервиса; нехватка профессиональных и сертифицированных специалистов в области активного туризма, а также экскурсоводов, в том числе владеющих иностранными языками, и как следствие — низкий уровень подачи материала, что негативно сказывается на туристической привлекательности региона. Кроме того, свою отрицательную роль здесь играет недостаток маркетинговых мероприятий и рекламных акций.
Но при этом нельзя безапелляционно сказать, что регион вообще не раскручен. Надо признать, что ситуация в последние два года улучшилась. Думаю, для дальнейшего развития этой сферы надо, чтобы была принята Целевая краевая программа развития туризма в Пермском крае, обозначен, наконец, департамент туризма в министерстве культуры. Также необходимо создать координационный совет при губернаторе по вопросам развития туризма в Пермском крае, куда наряду с профессионалами отрасли должны войти и общественные профильные организации, депутаты, владельцы отелей и рестораторы, музейщики и так далее. Тогда получится открытое и широкое обсуждение проблем туристической отрасли и путей их решения. Кроме того, для продвижения региона и привлечения туристов имеет смысл развивать событийные деловые мероприятия, фестивальную деятельность. Также, на мой взгляд, Перми нужно смелее выходить на новые международные рынки, например в Китай — это сегодня очень «путешествующая» страна, кооперироваться в совместных программах по стране с Москвой, Питером, Екатеринбургом.