В гараже на коленке

Чиновники в тупике: разнообразие и самостоятельность пермского рынка производителей мебели чудесным образом уживаются с фактом его отсутствия.

 Рынок производителей мебели в Перми отсутствует как таковой. Это абсолютно единодушное мнение всех экспертов отрасли, опрошенных «bc». В настоящее время в городе действуют порядка 60 небольших фабрик, специализирующихся в этой отрасли. Они не объединены ни общей идеей, ни общими правилами игры и вынуждены самостоятельно решать насущные проблемы недобросовестной конкуренции со стороны «теневых производителей», а также присутствия на рынке крупных игроков из других регионов страны. Ни в краевом минторге, ни в министерстве промышленности не смогли хоть сколько-нибудь точно ответить на вопрос относительно структуры рынка и сослались на отсутствие данных по этой тематике. «Крупных мебельных фабрик у нас давно нет, а новые перед нами не отчитываются», — сообщил «bc» вице-премьер краевого правительства Алексей Чибисов. 

При этом потенциально самый крупный и старейший региональный производитель-мебельщик ОАО «Перммебель», хоть и переживает с приходом новых владельцев интенсивный процесс модернизации, по словам гендиректора предприятия Константина Левина, «утратил позиции в количественном отношении и пока находится на самом дне».
«Более «мебельными» регионами всегда были Кировская область и Удмуртия. Пермские предприятия, созданные еще в советскую эпоху, давно умерли. Естественно, отсутствие крупных производителей в Перми ускорило процесс межрегиональной интеграции. Сейчас в крае очень много мебели, произведенной в Нижнем Новгороде, Ижевске и Кирове», — отметил Константин Левин. Причем список «заезжих» производителей не ограничивается регионами-соседями. 
Татьяна Крючкова, руководитель по работе с персоналом МЦ «Мебелево»:
— Лидирующие позиции на пермском рынке среди компаний других регионов занимают: «Ангстрем» (Воронеж), «Лазурит» (Калининград), а также крупнейшее в России подмосковное предприятие «Шатура». Все они предлагают мебель среднего ценового сегмента и являются конкурентами, которых нельзя не принимать в расчет. Но потребительский рынок Перми позволяет сосуществовать в рамках здоровой конкуренции пермским и региональным мебельщикам.
По прогнозам непосредственных участников рынка, доля мебели, официально произведенной на территории Пермского края, не превышает 5-7% от общего количества мебели, продаваемой в регионе. При этом «незарегистрированные кустарные мастера» производят, как минимум, не меньше. В Перми насчитывается около 3000 нелегальных структур, выпускающих относительно дешевую мебель. Объемы «теневого» производства измеряются 100-150 млн руб./мес. Для сравнения — аналогичные объемы ОАО «Перммебель» в июне 2012 года не превысили 3 млн руб. «Итальянское оборудование, которое мы установили на фабрике, позволит нам за год увеличить объемы в 10 раз. Однако прибыль «теневиков» не облагается налогами, а продукция не проходит соответствующего контроля качества. У нас только различных замеров окружающей среды более 40, что отражается на себестоимости товара», — прокомментировал Константин Левин. 
Директор по развитию мебельной компании «Пермэкспосервис» Евгений Пономарев уверен, что серьезная опасность в плане конкуренции исходит именно от «гаражников». «Нелегалы отбирают клиентов. Главный их аргумент: мы сделаем дешевле. Нужно понимать, что мебель, сделанная «на коленке», не проходит никаких испытаний на соответствие ГОСТу. Такая продукция бывает попросту вредна для здоровья потребителей», — заявил г-н Пономарев. Мебельный рынок, как отмечают эксперты, делится на два сегмента: это стандартная мебель и мебель под заказ. При этом нелегалы «успешно» влияют на оба сегмента. 
Выход из сложившейся ситуации для легальных производителей Константин Левин видит в увеличении объема продаж и улучшении качества продукции при снижении ее стоимости. С другой стороны, генеральный директор ОАО «Перммебель» считает, что к проблеме нужно привлекать внимание городских властей. «Мы с партнерами направили усилия не только на реанимирование фабрики, но и на создание цивилизованной конкурентной среды, в которой хотелось бы находиться и работать. В настоящее время с председателем Пермской торгово-промышленной палаты Маратом Биматовым достигнута договоренность о создании Ассоциации мебельщиков Перми. Она будет аккумулировать проблемы рынка», — рассказал «bc» г-н Левин.
По словам Татьяны Крючковой, среди ассортимента предлагаемой мебельной продукции большая часть продаж приходится на мебель для дома среднего ценового сегмента — 80-85% рынка. Объемы продаж дорогой мебели минимальны и, по прогнозам Евгения Пономарева, составляют 5-7% от общего количества. Интерьерные салоны, работающие по индивидуальным проектам и сотрудничающие с зарубежными фабриками (прежде всего итальянскими), представляют достаточно обособленный сегмент рынка и практически не конкурируют с производителями, специализирующимися на бизнес— и эконом-классе. Основная клиентура таких салонов — обеспеченная в материальном плане категория людей в возрасте от 40 до 55 лет, а средний чек составляет 300 тыс. рублей. При этом эксперты в последние годы отмечают рост спроса на элитную мебель, а также тенденцию к предложению эксклюзивного товара покупателям. «Индивидуальный подход начался с кухонной мебели и сейчас распространился на все сегменты рынка», — заметил один из экспертов «bc».
Сезонность мебельного бизнеса создает определенные трудности массовым производителям и опять же практически не затрагивает элитные салоны. Пик продаж приходится на предновогодние месяцы. С началом сезона летних отпусков и оттока финансовых средств покупательская активность постепенно затухает и в июле достигает своего минимума. «Чтобы не снижать объемы производства в летние месяцы, предприятиям необходимо иметь существенные складские площади. В противном случае некоторые из них вынуждены переходить на трехдневную рабочую неделю», — пояснил Константин Левин. «Проблему «мертвого сезона» в июле решаем при помощи соответствующего графика отпусков. Осенью-зимой, когда продажи выходят на свой максимальный уровень, мы из штата никого не отпускаем. Или стараемся получить как можно больше заказов в декабре», — рассказал «bc» Евгений Пономарев.
 
Ян Пак, генеральный директор интерьерного центра YOKE:
— Слова представителя краевого правительства о том, что в Пермском крае нет крупных мебельных фабрик, в очередной раз подтверждают давно сложившуюся ситуацию отношений между бизнесом (особенно средним и малым) и органами исполнительной власти. Можно смело привести часть цитаты В.И. Ленина из статьи «Памяти Герцена» (1912): «...страшно далеки они от народа». Взять хотя бы самую крупную по производственным мощностям фабрику «Оптимус», работающую в Перми уже больше 10 лет. Хотя, может быть, чиновник имел в виду такие мебельные холдинги, как «Шатура», «8 Марта», «Лазурит» или «Манн». Но таких немного и по всей России. К чести бывшего губернатора О. А. Чиркунова, он предпринимал попытки к объединению местных производителей мебели и некоторой стимуляции их работы. Например, с подачи минпрома было инициировано создание Ассоциации мебельных предприятий Пермского края, проведен конкурс «Пермская мебель», но все эти попытки так и не были доведены до логического конца. Причин множество, да и нет смысла сейчас об этом говорить.
Относительно ситуации, сложившейся сегодня на мебельном рынке Перми, могу сказать точно, что самая высокая конкуренция сейчас в среднем сегменте, а к возможному приходу ИКЕИ она возрастет в разы.