Бюджетные нюансы
Заместитель председателя Законодательного собрания Лилия Ширяева — о логике, дефиците и обманутых дольщиках.
Насколько оправдан комплексный подход при разработке и утверждении документов стратегического развития региона — краевого бюджета и программы социально-экономического развития?
— Как вы знаете, программа социально-экономического развития разрабатывалась долго и тяжело, и внесение ее одновременно с бюджетом оказалось случайным. Но это дало пищу как для оценки бюджета, так и самой программы.
Относительно комплексного подхода есть две противоположные точки зрения. Логично, когда мы сначала определяем направления развития, а потом под них закладываем финансирование. То есть утверждаем сначала СЭР, а потом бюджет. Но мы имеем ситуацию, когда документы рассматриваются параллельно. Это вносит ряд нюансов, связанных с тем, что мы, еще не договорившись о приоритетах, уже распределяем краевые бюджетные средства.
Насколько четко прослеживается корреляция СЭР и краевого бюджета?
— С первого взгляда может показаться, что документы соответствуют друг другу. Но если мы посмотрим в глубь каждого пункта, то можно увидеть достаточно много нестыковок или просто пробелов. Например, в СЭР есть перечень долгосрочных целевых программ: программа развития культуры, здравоохранения, концепция удержания медицинских кадров. И даже в бюджете заложено финансирование под эти программы. Но по факту они не утверждены. Проще говоря, предлагается без понимания, куда мы движемся, «застолбить» строки в бюджете. Такой подход противоречит и логике, и законодательству.
Действительно ли новый бюджет обладает большей социальной направленностью по сравнению с другими периодами?
— Заявления о том, что бюджет этого года стал более социально ориентированным, не соответствуют действительности. Диапазон выделяемых бюджетных средств на социальную сферу последние несколько лет колеблется на уровне 60-70%, поэтому я не могу сказать, что в этом году бюджет получился более социально направленным. Например, стандартно поддержаны и проиндексированы взятые ранее обязательства по повышению зарплаты работникам бюджетной сферы.
Однако есть в бюджете ряд новых обязательств, решения о которых приняты в 2012 году: региональный материнский капитал, ежемесячная выплата за третьего и последующего ребенка, формирование земельных участков для многодетных семей. Кстати, 13 млн рублей для формирования земельных участков всей очереди, мне кажется, недостаточно.
При этом хотелось бы отметить, что дополнительные меры социальной поддержки, предусмотренные в проекте краевого бюджета, по сути, осуществляются за счет увеличения бюджетного дефицита.
Значимым новым положением стало обеспечение жильем детей-сирот. Теперь его будут предоставлять на условиях договора социального найма, что позволит обеспечить дополнительные гарантии по сохранению этого имущества. С помощью заложенных средств ежегодно более 1000 детей-сирот смогут получать жилье.
Еще есть интересный момент, связанный с проблемой обманутых дольщиков. В прошлом году уже было выделено 300 млн рублей ПАИЖК на увеличение уставного капитала, и в следующем году предполагается такое же финансирование данной статьи. Но на сегодня никаких результатов от этих финансовых вливаний нет, как и нет понятной схемы решения проблемы. Предлагаемая «модель» рассчитана на 100-процентное согласие всех дольщиков совершить ряд юридически значимых действий, однако добиться подобного единодушия практически невозможно. Поэтому недостроенные объекты как стояли, так и стоят без движения. Считаю, что ПАИЖК и правительство края должны искать новые механизмы, показать результат работы по предыдущим средствам, а уж потом закладывать дополнительные.