Тишина напряжения
Почему нам нужно обсуждать городской бюджет?
Потому что это отличный повод оценить всю систему городского самоуправления. Когда представители городской администрации говорят о бюджете, они морщат лбы: «бюджет очень напряженный», «бюджет жесткий, но выполнимый», — обязательно достанется от пермских чиновников европейскому кризису и несправедливому федеральному законодательству.
Создается впечатление, что 21 миллиард в год — сумма крайне небольшая. Но и при этой маленькой сумме титаническими усилиями в режиме жесткой экономии удается выкраивать средства на самое необходимое. Не верьте этим нахмуренным лбам. Если отбросить ощущение вечного дефицита и просто проанализировать бюджет, все будет выглядеть совершенно по-другому.
В соответствии с Бюджетным кодексом и здравым смыслом проект бюджета на три года должен формироваться на основании городской Стратегии социально-экономического развития. Так случилось, что в нашем городе проект Стратегии принят пока в первом чтении. Но есть хотя бы проект, а в нем есть основные направления и показатели этого развития. К сожалению, проект Стратегии — сам по себе. И проект бюджета — сам по себе. Даже не пытайтесь найти логическую связь между этими документами. Сегодня ее почти невозможно установить. Так, в проекте бюджета почти 10% планируется потратить на содержание городского дорожного хозяйства. А в Стратегии про дороги нет вообще ничего. Понятно, что дороги необходимо ремонтировать и содержать, но запланированное на ближайшие годы снижение доли дорог в нормативном состоянии от их общего числа пугает. Что же делать с этой проблемой? В ответ — тишина.
Потратить весь городской бюджет на дороги? Смириться с тем , что в Перми никогда не будет хороших дорог? Я привела лишь один пример того, что при обсуждении проекта бюджета должны быть названы хотя бы какие-то целевые показатели. Желательно связанные по смыслу с положениями городской Стратегии. Тогда и можно будет переходить к рядам чисел в столбиках и колонках. От целей к средствам.
К сожалению, отсутствие такой логики приводит к совершенно недопустимым последствиям. В проект бюджета внесены расходы на реализацию мероприятий ведомственной целевой программы «Повышение эффективности управления имущественным комплексом административных зданий (помещений) города Перми в 2013-2015 годах». Предлагается потратить на нее 153 млн рублей в следующем году, а за три года — 430 млн руб. Хочу отметить, что эта программа ранее не включалась в проект бюджета и одна из «свежеиспеченных». Под эффективностью понимается снижение на 5% расходов на отопление. Боюсь даже спросить, какой будет сумма экономии при таких огромных тратах. При этом планируется, что в результате ее реализации доля помещений, приведенных в нормативное состояние, составит 95 %.
Есть с чем сравнить. На приведение в нормативное состояние учреждений культуры в этом году планируется потратить в 10 раз меньше, всего 15 миллионов рублей, и доля учреждений, приведенных в нормативное состояние, составит только 61,1%. Детским музыкальным школам выделяют по 150 тыс. рублей, а крыльцо единственного муниципального Выставочного зала находится в аварийном состоянии. И все это с учетом того, что одним из приоритетных направлений городской Стратегии названа культура. Надеюсь, что депутаты разберутся, что важнее: муниципальные театры или кабинеты городских чиновников, безопасность детей в музыкальных школах или новый тепловой узел в здании мэрии.
Хотя, конечно, «бюджет напряженный».