На прошлой неделе состоялось первое в этом году заседание межконфессионального консультативного комитета (далее МКК), в котором приняли участие представители всех традиционных конфессий региона.
Среди основных вопросов повестки заседания значились итоги деятельности Пермского муфтията, обсуждение неоднозначной статьи, опубликованной в одном из СМИ Прикамья, проблема взаимодействия МКК и управления ГУФСИН по Пермскому краю, а также синхронизация действий по проведению юбилея МКК и по празднованию 290-летия города Перми.
Спустя полгода. «Последнее заседание МКК проходило полгода назад. За это время произошло очень многое. К концу года Пермский муфтият зарегистрировал еще 6 местных мусульманских организаций, на стадии регистрации 93 организации. На территории края сейчас действуют 8 мухтасибатов и одно среднее профессиональное духовное учреждение (с 1999 года). Кроме того, в селе Сосновка Уинского района построена новая мечеть, созданы минареты в чусовской мечети, велись работы по строительству второго этажа мечети в Октябрьском районе и там же запланировано строительство новой соборной мечети и др. Существенную помощь при строительстве этих объектов оказали власти края», — отметил муфтий Пермского края Мухаммедгали Хузин.
Пожурили СМИ. Значительное внимание собравшихся привлекла статья, опубликованная в одном из пермских СМИ, на тему «традиционных» и «нетрадиционных» религий и деятельности самого МКК. Возмущение участников заседания вызвали несправедливые, как они посчитали, обвинения в адрес организации. Однако большинство присутствующих решили не предпринимать никаких мер в отношении издания. Только староста церкви «Сурб Григор Лучаворович» города Перми Армянской Апостольской церкви Карен Капян предложил обратиться в суд и пообещал лично оплатить работу юристов, которые возьмутся за это дело.
Юбилейный год. Кроме того, представители МКК обсудили вопрос празднования 15-летия со дня основания комитета, которое совпадает с юбилеем города. В этой связи администрация предложила устроить какое-либо совместное мероприятие.
«Предлагаю организовать встречу со СМИ и побеседовать о деятельности МКК в Пермском крае», — высказался председатель совета Иудейского религиозного общества города Перми Ефим Бурштейн. С этим согласился Карен Капян, предложив создать небольшой фильм о деятельности организации.
Однако организация праздничных мероприятий может быть осложнена различиями традиций у разных конфессий. Например, благочинный Пермского края Русской православной старообрядческой церкви протоиерей Валерий Шабашов отметил: «Для нас, старообрядцев, неприемлемо плясать и даже присутствовать в тех местах, где водят хороводы или танцуют». Основой культурной программы, которая бы удовлетворила особенности и интересы всех конфессий, вполне может быть симфонический концерт в Органном зале — согласились собравшиеся. «Хорошей площадкой могла бы стать и Пермская ярмарка, где каждой конфессии можно предоставить свой зал», — предложил руководитель молодежного отдела Пермской епархии Сергий Дунин.
Тюрьмы-кузницы. Традиционным стало обсуждение вопроса взаимодействия МКК с силовыми структурами края. В этот раз наладить взаимодействие предлагалось с ГУФСИН по Пермского краю с целью проведения «ликбеза» по религиозным вопросам среди самих сотрудников ГУФСИН, а также работу с заключенными, являющимися представителями определенных конфессий.
«Наши тюрьмы — это кузницы по подготовке экстремистов и террористов разных мастей, в них находятся много выходцев с Северного Кавказа, участвовавших в бандформированиях и подготовке террористических актов. Здесь они проходят «переквалификацию» по основам ваххабизма и минно-взрывного дела, а потом оседают на Урале. В дальнейшем эта проблема может нарастать как снежный ком. Поэтому когда мы говорим о заключении соглашений, то мы имеем в виду системную работу», — отметил муфтий Пермского края Мухаммедгали Хузин.
В итоге было принято решение о создании рабочей группы по этому вопросу, в которую от МКК были делегированы три представителя.
Миссионерство. Не обошли участники вниманием и вопрос об ограничении миссионерской деятельности. «Наша миссионерская деятельность не должна выходить за рамки, где мы начинаем сталкиваться и у нас возникают конфликты. На это направлена и вся работа МКК. Представителей конфессий, которые этого не понимают, нужно приглашать на наши заседания. Ведь религиозный мир на той или иной территории зависит от понимания руководителями данной конфессии наличия определенных ограничений и пределов», — выразил общее мнение отец Валерий.
В конце заседания многие его участники дали позитивные отзывы о состоявшейся встрече и деятельности МКК в целом. «Таких отношений с мусульманской общиной я не наблюдал ни в одной из тех территорий, которые я обычно объезжаю», — отметил отец Валерий. «В нашу сторону был высказан упрек в том, что мы собираемся в формате чаепития. Мне кажется очень важным, даже если мы будем собираться, чтобы попить чай, и это может быть более важно, чем все остальное. Ведь это значит, что мы друзья, значит, у нас нет камней за пазухой, а официальные разговоры можно провести где угодно», — подчеркнул муфтий Пермского края.
Межконфессиональный консультативный комитет Пермского края (МКК) — некоммерческая организация, объединяющая религиозные организации традиционных конфессий.
Создана в Перми по инициативе муфтия Пермского края М. Хузина в 1998 году. МКК — первая в России постоянно действующая межрелигиозная структура. Членами МКК являются Пермская епархия РПЦ, Духовное управление мусульман Пермского края, Старообрядческая община г. Перми Русской Православной старообрядческой церкви, Иудейское религиозное общество, Евангелическо-лютеранская община г. Перми, Приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии Римско-католической церкви в г. Перми, Армянская Апостольская церковь.
По уставу, Комитет не обсуждает вероучительные вопросы, а обеспечивает приложение совместных усилий религиозных объединений в их взаимоотношениях с государственной и муниципальной властью, светским обществом. Целями деятельности МКК является укрепление духовно-нравственных основ общества, развитие милосердия, патриотизма, борьба с духовно-нравственным экстремизмом, создание механизма взаимодействия религиозных организаций с властными структурами и другими субъектами гражданского общества.