До конца текущего года американская сеть пекарен-кондитерских Cinnabon намерена открыть в Перми несколько точек. Об этом еженедельнику «bc» сообщил директор департамента по развитию в России и Белоруссии Рихард Путикис.
«Мы развиваемся по франчайзингу. Паушальный взнос (стоимость вступления во франчайзинговую систему) зависит от площади помещений. Если до 46 кв. м — это 18 тыс. долл., свыше 46 кв. м — 28 тыс. долл. в год. Пекарни Cinnabon работают в формате киосков площадью 40 кв. м и заведений, расположенных во встроенных помещениях, рассчитанных на 40-60 посадочных мест. Мы планируем открыться в Перми в этом году. Есть интерес к приобретению франшизы», — подчеркнул г-н Путикис. Собеседник не стал раскрывать данные о том, когда и по каким адресам состоится открытие пекарен-кондитерских, лишь добавил, что «места для открытия рассматриваются».
Эксперты «bc» сошлись во мнении, что основной трудностью для франчайзи станет поиск подходящего места под точки кондитерских-пекарен. «С небольшими по площади помещениями в Перми, безусловно, есть вопросы. Cinnabon необходимо открываться с учетом хорошего потока клиентов. Думаю, что трудности могут возникнуть не со спросом, а именно с поиском подходящего места», — заявила директор УК «ЭКС» Елена Жданова. Эксперт по франчайзингу в Пермском крае Юлия Богушевская также уверена, что поиск помещений станет основной проблемой франчайзи. При этом г-жа Богушевская считает, что успех будет только при размещении в центре и только при хорошем трафике. «Спрос со стороны разных инвесторов на подобные помещения высокий. У нас в настоящее время находится несколько заявок на аренду помещений малой площади», — подчеркивает Екатерина Пахомова, руководитель АН «Территория».
Менеджер по маркетингу ОАО «Покровский хлеб» Светлана Десятова отмечает высокие арендные ставки в ТРЦ, где потоки потребителя уже сформированы. Открытие на отдельно существующих площадях, по мнению собеседницы, неминуемо влечет немалые расходы на привлечение покупателя и автоматически увеличивает срок окупаемости всего проекта, т. к. потребуется значительно больше времени на «раскачку». «Все зависит от локации и от того, какую продукцию компания будет производить. Если цена булочек будет достаточно высокая, то необходим центр города. Если компания предлагает широкий ассортимент, рассчитанный в том числе на более бюджетную категорию населения, то Cinnabon будет востребован и в других районах города», — добавила Елена Жданова. «Бренд Cinnabon в Перми, безусловно, имеет некоторые шансы на успех. Рынок с ног на голову не перевернет, но своего потребителя получит, хотя степень успешности будет напрямую зависеть от локализации (месторасположения) его объектов торговли», — полагает Светлана Десятова.
Собеседники «bc» не сошлись в оценке сроков окупаемости вложений в бизнес пекарни-кондитерской. По оценкам Юлии Богушевской, это может занять 12-15 месяцев. Елена Жданова считает, что срок окупаемости может занять около 3 лет. «Наши пекарни не совмещены с кафе. Пекарни обеспечивают горячим хлебом и хлебобулочными изделиями именно магазины. У нас окупаемость этих проектов находится в пределах от 3 до 4 лет. Здесь сроки могут быть такими же или больше, поскольку Cinnabon предполагает посадочный зал», — подчеркивает г-жа Жданова.
Руководитель проектов сети кафе-ресторанов ООО «Национальная кухня» Людмила Трухина полагает, что пекарням-кондитерским Cinnabon может оказаться сложно конкурировать с большими хлебными производствами.
«Огромное производство может позволить себе низкую себестоимость продукта. Это соберет социальные слои людей.
При этом большому производству нужны большие рынки сбыта. Это, как правило, крупные маркеты. Но тенденция такова, что любой маркет имеет в Перми уже собственное достаточно успешное производство. Потребитель ощущает конкурентные преимущества свежеиспеченного хлеба, особенно если продукт производится на его глазах. Хотя у такого продукта цена будет выше, отдается предпочтение свежему хлебу. Маленькому производству в большие маркеты уже очень сложно попасть. Поэтому бизнесу придется искать точечные рынки сбыта, придется конкурировать по цене. Здесь будет трудно конкурировать с большими хлебными производствами. Я бы сделала ставку на имиджевые вещи. Cinnabon наверняка зайдет с широким ассортиментом, который выходит за рамки пекарни, сопутствующими продуктами, напитками, поскольку речь идет о посадочных местах. В этом случае выход на пермский рынок обоснован», — добавила собеседница.
Вместе с тем эксперты расходятся в наличии культуры потребления таких продуктов в Перми.
«Думаю, что в Перми есть люди, которые сориентированы на покупку специализированных булочек, хлебопекарных изделий. Они будут ходить либо в определенный магазин за конкретным видом хлеба, либо в тот же Cinnabon. Спрос на эту продукцию есть», — отмечает г-жа Жданова.
Собеседница затруднилась ответить на вопрос, как сильно обострится конкуренция на рынке продуктов кондитерских и пекарен. По ее словам, ниша развития этого бизнеса не свободна, но место есть. «Пермский рынок еще далек от насыщения в данном сегменте. Об обострении конкуренции пока речь идти не может, но, безусловно, появление нового игрока станет стимулом для усовершенствования своей работы для остальных участников», — пояснили в ОАО «Покровский хлеб».
Людмила Трухина придерживается обратного мнения. «В нашей стране специально за утренними булочками, как в Европе, никто не пойдет. Основная масса потребителей относится к хлебу, булкам как сопутствующему продукту, сопровождающему еду. А многие относятся как к бюджетному продукту», — считает Людмила Трухина.
Справка
Сеть Cinnabon насчитывает в настоящее время более 1100 пекарен более чем в 60 странах мира. В России первая пекарня Cinnabon открылась в 2009 году. Сегодня на территории РФ открыто более 90 кафе-пекарен Cinnabon. Россия остается самым быстрорастущим рынком для сети.
В январе 2013 года ООО «Мегагрупп», владеющее мастер-франшизой Cinnabon, заявило о расширении сети в текущем году. В России число точек сети увеличится до 140‑145.