Минобрнауки РФ изменит критерии ежегодного мониторинга эффективности вузов. Оценкой вузов могут стать безработные выпускники вузов. Об этом сообщает федеральное издание «Ъ» со ссылкой на замглавы Минобрнауки Александра Климова.
Чтобы выявить учебные заведения, готовящие будущих безработных, Минобрнауки РФ предлагает ввести новый критерий «количество выпускников вуза, которые обратились на биржу труда».
Business Class поинтересовался мнением представителей пермской сферы образования.
Пермский университет (ПНИПУ) проводит мониторинг занятости и трудоустройства выпускников с 2007 года. Итогами работы Центра профориентации и карьеры «Alma mater» являются отчеты с данными о количестве трудоустроенных выпускников по всем направлениям профессиональной подготовки, рассказывает Екатерина Дроздова, директор Центра профориентации и карьеры «Alma Mater».
«Несмотря на то, что на учете в Центрах занятости населения Пермского края по итогам каждого года состоит не более 0,01 % выпускников Пермского университета, мы считаем, что данный критерий не является показателем эффективности вуза. Выпускники вузов, как правило, обращаются в Центры за помощью в адаптации на рынке труда и трудоустройстве в соответствии с полученной специальностью», - подчеркнула г-жа Дроздова.
Декан факультета дополнительного и инновационного образования Пермского государственного института (академии) искусства и культуры Наталья Карпова считает такой подход (подсчет количества выпускников вузов, оказавшихся на бирже труда, чтобы выявить учебные заведения, готовящие будущих безработных) оправданным при одном условии.
«Такой подход будет оправданным, если будет выстроена коммуникация на предыдущем уровне, в системе «предприятия – государство – учебные заведения». То есть, если вузы будут формировать свои учебные программы и корректировать набор специальностей, исходя из реальных требований рынка труда. Тогда по числу безработных выпускников, действительно будет видно работу вуза, его гибкость и эффективность, - уверена г-жа Карпова. - Для этого, прежде всего, должен существовать реальный формализованный механизм доведения запросов рынка труда до вузов. Причем, речь идет как о количественном подходе – вузы должны понимать, в каком объеме той или иной отрасли необходимы специалисты, так и о качественном – о каких специалистах с какими компетенциями идет речь»,
По мнению собеседницы, серьезной проблемой является крайне низкая степень мотивации части выпускников к работе вообще.
«На встречах с представителями организаций и специалистами по работе с персоналом, обсуждениях на ПЕРСОНАЛьном клубе, HR-форуме, круглых столах ярмарки «Образование и карьера – 2013», мы отмечали неготовность выпускников к труду, самостоятельности. Присутствуют также завышенные требования к оплате труда с демонстрацией нежелания брать ответственность за выполнение поставленных руководством задач. Очевидно, что трудоустройство не по специальности и проблемы с трудоустройством выпускников, в частности гуманитарных специальностей, есть следствие целого комплекса обозначенных причин», - отметила г-жа Карпова.