Убрать лишнее

Чиновники и депутаты продолжают попытки реформировать транспортную отрасль. Сами перевозчики оспаривают решения власти в суде.

Сеть в тумане.
11 апреля на «круглом столе» в Пермской городской думе был рассмотрен разработанный администрацией порядок формирования единой маршрутной сети города. Документ призван решить существующие проблемы транспортной отрасли. Действующая маршрутная сеть была принята в 2006 году и в настоящее время несет в себе целый ряд недостатков: это и необоснованная протяженность некоторых маршрутов, а также избыточная их концентрация на одном ее участке. По проекту администрации в основу маршрутной сети лягут трамвайные пути. Трамваи обеспечат перевозки по магистральным направлениям с максимально высоким трафиком, что вписывается в концепцию развития городского пассажирского транспорта. По подсчетам мэрии средняя протяженность поездки пассажира в Перми не превышает 6 км, в связи с чем чиновники считают нецелесообразным содержание таких протяженных маршрутов, как, например, №77 «М/р Левшино — Ироничная компания». В администрации предлагают сократить подобные маршруты и внедрить систему крупных транспортно-пересадочных узлов. Предполагается, что таких узлов будет как минимум 18, среди них: Центральный рынок, Гознак, Комсомольская площадь, Ипподром и ряд других. Пересадочные узлы должны содержать площадки для размещения транспортных средств перед рейсом, что, скорее всего, потребует значительных финансовых вложений в развитие дорожной инфраструктуры. А ряд экспертов посчитали эту идею и вовсе нереализуемой.

При этом внедрение транспортно-пересадочных узлов, по задумке, сократит среднее время оборотного рейса до 90 минут, а также предоставит возможность добраться в любую точку города с использованием максимум двух пересадок. Также предполагается, что интервалы между рейсами сократятся от 7-9 минут до 4-5 минут. Максимально допустимый уровень дублирования маршрута не должен превышать 40%, а совпадение расположенных подряд остановочных пунктов — 8 единиц. Таким образом, маршрутная сеть, разработанная с учетом принятых принципов, в перспективе повысит мобильность жителей города, сократит общее время транспортной корреспонденции населения, а также снизит бюджетные расходы. В администрации уверены, что принятый документ позволит сдержать и рост тарифа.

Депутаты Пермской городской думы приняли документ довольно сдержанно. Наибольшие вопросы у парламентариев вызывает как раз укорачивание маршрутов и обустройство транспортно-пересадочных узлов. Денис Ушаков не видит в предложенном мэрией порядке «ничего принципиально нового». «То же самое несколько лет назад предлагал бывший начальник департамента дорог и транспорта Олег Боровик», — отмечает депутат. Вячеслав Григорьев считает, что в настоящее время дорожная инфраструктура попросту не готова к подобным нововведениям. А по словам Арсена Болквадзе, предложенная администрацией концепция — «вопрос долгий и туманный», следовательно, она не способна в кратчайшие сроки решить актуальные проблемы транспортной отрасли. Представители краевого антимонопольного ведомства также усмотрели в документе несколько нечетких формулировок, которые могут повлечь за собой судебные разбирательства. В частности, надзорный орган интересует, как в мэрии намерены решать, какой маршрут из двух дублирующих будет упразднен.


Тем не менее начальник ДДиТ Денис Гвоздев призывает четко разграничивать полномочия правовых актов. «Предлагаемый администрацией документ задает правила, по которым отрасль должна существовать в дальнейшем. Данное положение в итоге должно привести к увеличению количества маршрутов, в отличие от действующего. Сегодня у нас 74 автобусных маршрута, завтра их будет не менее 100. Мы зашли в конструкцию комплексного регулирования транспортной политики города. Фактически транспортные узлы уже сложились. Администрация предлагает закрепить их существование соответствующим документом и обустроить их соответствующим образом», — отмечает чиновник. Иными словами, в администрации уверены, что разработанный проект станет эффективным инструментом реализации транспортной концепции города. При этом чиновники не отрицают, что предложенный вариант документа не является окончательным. Порядок формирования маршрутной сети будет вновь рассмотрен на думском комитете по городскому хозяйству 17 апреля.


Без права на 13 рублей.

На минувшей неделе также состоялось предварительное заседание арбитражного суда Пермского края по иску «Пермской транспортной компании» к городской думе. Перевозчики обвиняют парламентариев в принятии экономически необоснованного тарифа в 13 рублей, нарушении процедуры расчета тарифа, а также ущемлении собственных прав в сфере предпринимательской деятельности.


Заявитель оспаривает решение городской думы №247от 20.11.2012 г. В ноябре прошлого года депутаты, предварительно отклонив предложение городской администрации о тарифе в размере 14 рублей, вынесли на пленарное заседание поправку депутата Максима Тебелева, согласно которой экономически обоснованный тариф составил 13 рублей. Публично комментируя инициативу, народные избранники пояснили, что ряд показателей, используемых при расчете тарифа, был завышен. Такое решение вызвало недовольство среди перевозчиков, многие из которых называли принятое решение не иначе как «подачкой». В результате в арбитражный суд обратилась «Пермская транспортная компания», осуществляющая перевозки по маршруту №54 «Центральный рынок — Водогрязелечебница».


Заявитель считает, что решение думы №247 противоречит решению ПГД №7 от 01.02.2011 г., которое утверждает порядок формирования тарифа и, по мнению заявителя, имеет большую юридическую силу. Заявитель указывает также на то, что принятый думой тариф был рассчитан путем корректировки только двух параметров, что согласно законодательству недопустимо. «Данный порядок не установлен ни одним нормативно-правовым актом. Расчет тарифа должен включать в себя девять приложений», — настаивают представители транспортной компании. Кроме того, два скорректированных коэффициента, которые и позволили депутатам установить тариф на уровне 13 рублей, были взяты из проекта готовящихся поправок к решению думы №7. Однако в ноябре 2012 года на момент принятия тарифа эти поправки еще не действовали, а были приняты только месяц спустя. Таким образом, расчет тарифа был произведен по методике, которая еще не была утверждена на законодательном уровне, что, по мнению заявителя, недопустимо с юридической точки зрения.


По словам заявителя, искусственное занижение тарифа напрямую влияет на доходы хозяйствующего субъекта и ущемляет его права в сфере предпринимательской деятельности. «Все убытки перевозчиков и недополученные доходы компенсируются за счет бюджетных субсидий», — настаивают представители гордумы. Однако заявитель, ссылаясь на постановление правительства Пермского края, утверждает, что при расчете размер субсидий используется такой показатель, как размер тарифа на перевозки пассажиров. Иными словами, юристы «Пермской транспортной компании» уверены, что их клиентам недоплачивают. В свою очередь представитель ответчика отмечает, что тариф в размере 13 рублей прошел необходимую финансово-экономическую экспертизу и получил соответствующее обоснование контрольно-счетной палаты. Также, по словам ответчика, принятый нормативный акт был тщательно проверен Управлением экспертизы и аналитики на предмет соответствия законодательству. И специалисты управления не обнаружили в нем никаких противоречий.


В качестве третьих лиц к делу привлечены администрация Перми, а также контрольно-счетная палата. Следующее заседание назначено на 7 мая.