Свадебный разбег
«bc» проанализировал рынок свадебных агентств Перми, занимающихся организацией свадеб «под ключ». Оказалось, свободных ниш в этом сегменте еще предостаточно, а лучший способ раскрутиться — сарафанное радио.
Меньше, чем 10 лет
Рынок свадебных агентств в Перми, по данным экспертов, начал формироваться в 2006-2007 годах. Именно тогда с Запада пришла мода на свадебных распорядителей, и в Перми стали появляться первые агентства. «Большинство игроков рынка начинали свою деятельность раньше, однако в полноценные агентства, занимающиеся свадьбами «под ключ», превратились к этому периоду. Могу с уверенностью сказать, что 10 лет назад рынка свадебной индустрии в Перми не было», — комментирует директор event-агентства «Праздничные истории» Эдуард Кузнецов. По словам учредителя агентства «Свадебный гид» Анастасии Козич, цивилизованный рынок сформировался позже, в 2009 году, когда в Перми стали появляться новые современные игроки: «Свадебный гид», «Хочу замуж», «Давай поженимся».
Тем не менее, по словам собеседников, конкуренция на рынке уже есть, но она не жесткая и ощущается только если конкурирующее агентство работает на тот же клиентский сегмент. «Борьба за клиента должна быть в любом случае, чтобы агентства чувствовали ответственность и развивались», — отмечает директор свадебного агентства «Давай поженимся» Ольга Быкова.
Все пермские агентства, со слов их менеджеров, можно разделить на несколько категорий. Во‑первых, они отличаются по клиентоориентированности, которая, в свою очередь, напрямую зависит от обеспеченности заказчика. Большинство агентств находятся в сегменте «среднего достатка».
Второе отличие игроков рынка — схема их вознаграждения. «Одни агентства работают по фиксированным ценам, другие берут процент от свадебного бюджета. Однако фиксированная цена тоже может варьироваться в зависимости от объема работы. В услуги агентства входит только организация торжества, все его наполнение (банкет, ведущий, звукорежиссер, фото- и видеооператор) молодожены оплачивают отдельно», — отмечает Ольга Быкова. По данным «bc», гонорар ведущих пермских агентств может составлять от 50 тыс. рублей за свадьбу. «Он может достигать и 150, и 200 тыс. рублей. Все зависит от сложности и объема работ», - комментирует собеседница.
Третье отличие — формат работы. Одни агентства организуют свадьбы, пользуясь услугами посредников («ПЛОВ», «Свадебный гид»), другие предпочитают держать в штате своих личных фотографов, декораторов, дизайнеров, флористов. Примером последнего способа работы может служить агентство «Давай поженимся».
Четвертое отличие — стремление к росту. Одни компании занимаются организацией торжеств по «обкатанным» сценариям, проверенным временем, изредка меняя детали. Другие же (как правило, настоящие свадебные агентства) стремятся подтянуть Пермь к европейскому уровню — постоянно придумывают что-то новое, обновляют сценарии, обучают сотрудников новинкам индустрии. По словам Ольги Быковой, сотрудники обучаются в школах ивент-менеджеров, свадебных распорядителей, а также посещают различные семинары, тренинги и курсы. «Обычно мы занимаемся этим весной, перед новым сезоном свадеб. Это помогает нам быть в тонусе и привносить в работу каждый год что-то новое», — отмечает г-жа Быкова. С ней солидарна и Анастасия Козич, по ее словам, начинать обучение сотрудников нужно с самого основания компании. «Мы с первого рабочего сезона стали проходить мастер-классы, семинары, свадебные школы. Все новые идеи привозили в Пермь и внедряли на рынке. Сегодня мы уже сами в силу опыта проводим «круглые столы» и семинары для фотографов, видеографов, организаторов свадеб, флористов и других специалистов свадебной индустрии не только в Перми, но и в других регионах России. Каждое обучение формирует направления и тенденции на предстоящий сезон», — отмечает г-жа Козич.
Бизнес за копейки
Немаловажным фактором для агентств является продвижение их услуг на рынок. Особенно на первых этапах работы. По словам Эдуарда Кузнецова, на раскрутку новому агентству потребуется от года до двух. «Вхождение на рынок достаточно сложное. Сначала агентству придется поработать за небольшие деньги, доказать свою компетентность. Когда первый этап пройден, можно задумываться о поднятии цен», — отмечает г-н Кузнецов. «12 месяцев — это тот период, за который бренд уже уляжется в сознании клиентов, будет наработано портфолио», — комментирует Ольга Быкова.
Чтобы ускорить процесс пиара, пермские агентства придумали отличный ход — организацию конкурсов, победитель которого получает «свадьбу под ключ» в подарок, деньги на шопинг, бесплатные мастер-классы или даже бриллианты. Такие мероприятия стали уже традиционными для Перми — Wedding Day (организатор — студия «Хочу замуж»), «Бриллиантовая невеста» (организатор — «Свадебный Гид»), «Красота в деталях» и телепроект «Свадебный переполох» (агентство «Давай поженимся»).
Самой действенной рекламой, по признанию собеседников, все-таки является «сарафанное радио». «Мы проводим свадьбу, гости на ней нас запоминают и впоследствии либо рассказывают знакомым, либо обращаются к нам сами», — отмечает Александр Меркурьев, член творческой группы «ПЛОВ» («Профессиональная Лига Отличных Ведущих»).
Отдельно стоит коснуться финансовой стороны такого бизнеса, как свадебный. По признанию собеседников «bc», это, пожалуй, единственный сегмент рынка, не требующий на первоначальном этапе серьезных вложений. «Тратиться нужно лишь на создание ООО, и дальше можно начинать работу. Конечно, не без сформированной заранее команды», — отмечает г-н Меркурьев. С ним солидарна и Ольга Быкова: «Без команды профессионалов в этом бизнесе делать нечего. Агентство просто не сможет существовать».
По словам Эдуарда Кузнецова, первоначальные вложения окупятся тоже относительно быстро — за первые полгода, при условии, если они придутся на летний сезон.
Менеджеры агентств подчеркивают: несмотря на небольшой объем вложений, их бизнес требует огромных эмоциональных и физических затрат.
С набитым кошельком
По словам г-на Кузнецова, средний бюджет свадеб у каждого агентства свой, все зависит от сегмента, с которым оно работает. Ведущие игроки рассчитывают в первую очередь на клиентов среднего класса и выше, поэтому берутся за бюджет не ниже 200 тыс. рублей. «Это не значит, что к нам приходят клиенты только с астрономическими сметами. В среднем свадебный бюджет пермяков составляет от 300 тыс. рублей. Однако торжество в летнее время за такую сумму будет скромнее осенней или зимней свадьбы, летом сметы молодоженов начинаются с 500 тыс. рублей», — комментирует Ольга Быкова. Такое различие объясняется не только сезонностью, но и тем, что в летнее время все подрядчики поднимают цены в среднем на 15%.
«Мы работаем с бюджетом от 350 тыс. рублей. Это тот необходимый минимум, при котором можно предложить молодоженам авторские наработки и оригинальное наполнение свадьбы», — рассказывает Анастасия Козич.
Если говорить о самой дорогой свадьбе, в агентствах шутят, что такая у них еще впереди. Тем не менее уже сегодня пермякам есть чем похвастаться. Самое дорогое торжество организовывало агентство «Свадебный гид», бюджет составлял 11 млн рублей.
По словам Ольги Быковой, самая дорогая свадьба, которую приходилось организовывать агентству «Давай поженимся», была с бюджетом в 3 млн рублей. «Это без учета затрат на приглашение именитых звезд», — комментирует собеседница. Распорядители подчеркивают, что запоминающейся может стать любая свадьба, этот фактор не зависит от бюджета.
Становится жарко
По словам экспертов, за последний год свадебные агентства почувствовали значительный рост свадебных бюджетов. Он составил порядка 30-40%. «Это говорит о том, что кризис прошел и люди могут тратить немалые суммы на праздники. Кроме того, появилось понимание рынка и готовность платить за грамотные профессиональные услуги», — отмечает Ольга Быкова. По ее словам, бюджет вырос еще и по причине внимания молодоженов к деталям и желания быть на волне модных тенденций свадебной индустрии. «Сегодня, например, входят в моду свадьбы с продуманным декором и дизайном. Это также влияет на бюджет», — отмечает собеседница.
По словам Анастасии Козич, все чаще агентствам приходится перенаправлять пары к конкурентам из-за высокой загруженности. «Если в 2011 году мы организовали в июле 15 свадеб под ключ, то в нынешнем году сократили количество. В приоритете все-таки должно быть качество каждой конкретной свадьбы», — отмечает собеседница.
Количество клиентов растет и в среднем сегменте. «Число обратившихся увеличилось процентов на 50», — отмечает г-н Кузнецов.
Еще одна тенденция рынка — рост цен на услуги. Причем не только в зависимости от сезона, когда увеличение свадебной сметы по основным позициям составляет 15%. «По сравнению с прошлым годом стоимость услуг фотографов и ведущих класса VIP возросла примерно на 25%. В прошлом году, по сравнению с 2011 годом, цены взлетели и вовсе почти на 100%», — рассказывает Эдуард Кузнецов.
Несмотря на конкуренцию, свободные ниши на рынке свадебных агентств в Перми еще есть. По словам Ольги Быковой, сейчас наиболее подходящее время для открытия агентства. Несмотря на благоприятные условия, серьезных новых игроков за последние полтора года на рынке так и не появилось. «Они появляются регулярно, но так же быстро и уходят, не выдерживая конкуренции», — считает Анастасия Козич. По словам г-на Кузнецова, новичкам крайне сложно подвинуть прочно стоящих на рынке игроков. «Думаю, в ближайшее время рынок вряд ли структурно изменится. Это печальный прогноз, поскольку спрос на свадебных распорядителей продолжит расти. Что в итоге может привести к дефициту качественных игроков на рынке», — заключает эксперт.