Тепло, ремонты и долги

Пермская сетевая компания подвела итоги отопительного сезона 2012-2013 годов. Теплоэнергетики констатировали, что вынуждены вести ремонт в условиях постоянного роста задолженности за коммунальный ресурс.

Энергетики Пермского филиала ОАО «ТГК-9» рассказали о результатах отопительного периода 2012-2013 гг. «С учетом сложной зимы теплоснабжение потребителей в Перми и других городах производственной деятельности филиала прошло в штатном режиме, — подчеркнул испол­нительный директор ООО «Пермская сетевая компания» Артем Голобоков. — Главным негативным явлением стали беспрецедентно выросшие долги потребителей за поставленную тепловую энергию и, как следствие, ряд вызванных этим проблем».

Долговая нагрузка.

По словам Артема Голобокова, по состоянию на 1 мая 2013 года долги потребителей перед Пермским филиалом ОАО «ТГК-9» (в том числе перед ПСК) в Перми, Краснокамске, Губахе, Березниках и Чайковском составили более 7 млрд рублей, это превышает прошлогодние показатели более чем на 940 млн рублей. Примечательно, что свыше 75% от общей суммы долга приходится на потребителей краевой столицы. Однако и в территориях есть свои «антигерои»: компании-клоны ЗАО «ГУК» (Чайковский) — 300 млн рублей, УК «РОСО» (Краснокамск) — 25 млн рублей и ряд других компаний. В целом на организации, обслуживающие жилой фонд, приходится 88% от общего числа задолженности за потребленные энерго­ресурсы.


В категории ТСЖ первые строчки «черных списков» занимают организации, входящие в ассоциацию ТСЖ «Пермский стандарт». К числу таких относятся «Водники, 1» — задолженность за поставленную тепловую энергию в размере более 10 млн рублей, ТСЖ «Наш дом» — 7,7 млн рублей, ТСЖ «Кабельщиков, 17» — 8,5 млн рублей. Общий долг всех ТСЖ Перми составляет более 750 млн руб­лей.


Пермский «вид спорта».

Артем Голобоков подчеркивает, что платежная дисциплина населения в Перми всегда была высокой — на уровне 92-93%. Управляющие же орга­низации «добросовестно» собирая денежные средства, под разными предлогами не перечисляют их поставщикам коммунальных ресурсов. «Это можно сравнить с новым видом спорта — собирать с жильцов платежи, но не рассчитываться с ресурсо­снабжающей компанией», отмечает г-н Голобоков. В качестве показательного примера он приводит ситуацию с пермскими ТСЖ, обострившуюся, в том числе, с учетом процессов по отмене теплового тарифа.


«Простая арифметика: десять ТСЖ из «Пермского стандарта» подали свои иски в рамках «процесса по тари­фам», являясь при этом злостными неплательщиками с совокупным долгом 52 млн рублей, — рассказывает Артем Голобоков. — Однако при проведении перерасчета роста тарифа за второе полугодие 2012 года спорная сумма составит всего 49 млн рублей, причем с учетом всех ТСЖ города Перми, а их — более 800. Допускаю, если бы они не выплачивали спорную сумму до того, пока в этом деле не будет поставлена точка. Тем не менее под предлогом решения суда удерживается порядка 700 млн рублей, что ставит под угрозу финан­совое состояние предприя­тия». По мнению г‑на Голобокова, данная ситуация в очередной раз доказывает, что истцы, председатели ряда ТСЖ и управляющие компании, преследуют исключительно частную цель — уйти от ответственности за нецелевое использование средств, уже собранных с населения за услуги отопления и ГВС.


Ремонт для тех, кто платит.

По словам Артема Голобокова, долги за тепло являются основной и главной причиной всех бед сегод­няшней теплоэнергетики. Поставщики тепла выполняют свои обязательства, фактически работая в долг, но обращаться к кредитному ресурсу уже не представляется возможным. Таким образом, энергетики вынуждены реализовывать ремонтную программу из оборотных средств, то есть из текущих поступлений (см. фото). В свою очередь, фактор задолженности по оплате ресурсов накладывает свои особенности на ремонтную политику компании. «На тех территориях, где потребители энергии исправно платят за ресурсы, текущий ремонт теплосетей будет производиться в первую очередь и полном объеме. Это нормальные партнерские отношения. Задержки по платежам спровоцируют задержки по текущему ремонту. Подчеркиваю, что работы будут выполняться, но сети должников будут отремонтированы по мере поступления денег», — пояс­нил Артем Голобоков.


Сейчас «ПСК» ведет активную судебную работу с должниками. Компания уже предъявила в суд иски минимум на 4,5 млрд рублей из общей суммы долгов. «Однако процесс взыскания занимает в среднем несколько месяцев. Таким образом, пока компании испытывают хронический недостаток средств, необходимые для ремонта деньги либо незаконно лежат на неизвестных счетах управляющих организаций, либо расходуются ими по своему усмотрению», — предполагает собеседник «bc». В компании добавляют, что рано или поздно с недобросовестных организаций будет взыскана задолженность. Причем, что немаловажно, эта сумма может вырасти за счет включения в нее расходов на юридическое сопровождение дел, а также на штрафы и пени. Не исключено, что нерадивые «управленцы», давно потратив часть удержанных платежей, попытаются «закрыть» судебные предписания целе­выми средствами, необходимыми для содержания домов. В совокупности это опять же не улучшит картину на жилом фонде, где хозяйничают подобные УК, рассуждает г-н Голобоков.


Перспективы развития.

Между тем в Пермской сетевой компании уверены, что на рынке ЖКХ должны происходить позитивные изменения, ориентированные прежде всего на население. «Главный принцип работы — создание комфортных условий для потребителей наших услуг», — отмечает г-н Голобоков.


Так, с этого года контроль над состоянием сетей станет гораздо сильнее. В ПСК создано подразделение Тепловой инспекции, перед которой поставлены серьезные рамочные задачи. Важнейшая из них — мероприятия по отслеживанию готовности жилого фонда к отопительному сезону, жесткий контроль над процессом исполнения УК и ТСЖ своих обязательств в части содержания внутридомовых систем, которые в силу тех или иных причин сейчас не выполняются. Еще одна цель работы инспекции — налаживание обратной связи с населением для повышения качества предоставляемых услуг.


В интересах граждан-потребителей в тестовом режиме был запущен и другой проект ПСК — так называемая «Программа трех дней». В ее рамках сроки отключения горячей воды — на проведение опрессовок и устранение выявленных дефектов — составят не более трех дней, а не 14 или 21, как это предписывают сейчас правила. «Теплоэнергетики готовы к исполнению повышенных обязательств для максимального сокращения сроков ограничения ГВС. Сейчас мы выявляем возможные факторы, которые оказывают воздействие на достижение результата, чтобы уже следующим летом программа работала», — подытоживает Артем Голобоков. Однако одним из условий реализации «Программы трех дней» опять же является только своевременная и полная оплата энергоресурсов со стороны потребителей.