Энергетики Пермского филиала ОАО «ТГК-9» рассказали о результатах отопительного периода 2012-2013 гг. «С учетом сложной зимы теплоснабжение потребителей в Перми и других городах производственной деятельности филиала прошло в штатном режиме, — подчеркнул исполнительный директор ООО «Пермская сетевая компания» Артем Голобоков. — Главным негативным явлением стали беспрецедентно выросшие долги потребителей за поставленную тепловую энергию и, как следствие, ряд вызванных этим проблем».
Долговая нагрузка.
По словам Артема Голобокова, по состоянию на 1 мая 2013 года долги потребителей перед Пермским филиалом ОАО «ТГК-9» (в том числе перед ПСК) в Перми, Краснокамске, Губахе, Березниках и Чайковском составили более 7 млрд рублей, это превышает прошлогодние показатели более чем на 940 млн рублей. Примечательно, что свыше 75% от общей суммы долга приходится на потребителей краевой столицы. Однако и в территориях есть свои «антигерои»: компании-клоны ЗАО «ГУК» (Чайковский) — 300 млн рублей, УК «РОСО» (Краснокамск) — 25 млн рублей и ряд других компаний. В целом на организации, обслуживающие жилой фонд, приходится 88% от общего числа задолженности за потребленные энергоресурсы.
В категории ТСЖ первые строчки «черных списков» занимают организации, входящие в ассоциацию ТСЖ «Пермский стандарт». К числу таких относятся «Водники, 1» — задолженность за поставленную тепловую энергию в размере более 10 млн рублей, ТСЖ «Наш дом» — 7,7 млн рублей, ТСЖ «Кабельщиков, 17» — 8,5 млн рублей. Общий долг всех ТСЖ Перми составляет более 750 млн рублей.
Пермский «вид спорта».
Артем Голобоков подчеркивает, что платежная дисциплина населения в Перми всегда была высокой — на уровне 92-93%. Управляющие же организации «добросовестно» собирая денежные средства, под разными предлогами не перечисляют их поставщикам коммунальных ресурсов. «Это можно сравнить с новым видом спорта — собирать с жильцов платежи, но не рассчитываться с ресурсоснабжающей компанией», отмечает г-н Голобоков. В качестве показательного примера он приводит ситуацию с пермскими ТСЖ, обострившуюся, в том числе, с учетом процессов по отмене теплового тарифа.
«Простая арифметика: десять ТСЖ из «Пермского стандарта» подали свои иски в рамках «процесса по тарифам», являясь при этом злостными неплательщиками с совокупным долгом 52 млн рублей, — рассказывает Артем Голобоков. — Однако при проведении перерасчета роста тарифа за второе полугодие 2012 года спорная сумма составит всего 49 млн рублей, причем с учетом всех ТСЖ города Перми, а их — более 800. Допускаю, если бы они не выплачивали спорную сумму до того, пока в этом деле не будет поставлена точка. Тем не менее под предлогом решения суда удерживается порядка 700 млн рублей, что ставит под угрозу финансовое состояние предприятия». По мнению г‑на Голобокова, данная ситуация в очередной раз доказывает, что истцы, председатели ряда ТСЖ и управляющие компании, преследуют исключительно частную цель — уйти от ответственности за нецелевое использование средств, уже собранных с населения за услуги отопления и ГВС.
Ремонт для тех, кто платит.
По словам Артема Голобокова, долги за тепло являются основной и главной причиной всех бед сегодняшней теплоэнергетики. Поставщики тепла выполняют свои обязательства, фактически работая в долг, но обращаться к кредитному ресурсу уже не представляется возможным. Таким образом, энергетики вынуждены реализовывать ремонтную программу из оборотных средств, то есть из текущих поступлений (см. фото). В свою очередь, фактор задолженности по оплате ресурсов накладывает свои особенности на ремонтную политику компании. «На тех территориях, где потребители энергии исправно платят за ресурсы, текущий ремонт теплосетей будет производиться в первую очередь и полном объеме. Это нормальные партнерские отношения. Задержки по платежам спровоцируют задержки по текущему ремонту. Подчеркиваю, что работы будут выполняться, но сети должников будут отремонтированы по мере поступления денег», — пояснил Артем Голобоков.
Сейчас «ПСК» ведет активную судебную работу с должниками. Компания уже предъявила в суд иски минимум на 4,5 млрд рублей из общей суммы долгов. «Однако процесс взыскания занимает в среднем несколько месяцев. Таким образом, пока компании испытывают хронический недостаток средств, необходимые для ремонта деньги либо незаконно лежат на неизвестных счетах управляющих организаций, либо расходуются ими по своему усмотрению», — предполагает собеседник «bc». В компании добавляют, что рано или поздно с недобросовестных организаций будет взыскана задолженность. Причем, что немаловажно, эта сумма может вырасти за счет включения в нее расходов на юридическое сопровождение дел, а также на штрафы и пени. Не исключено, что нерадивые «управленцы», давно потратив часть удержанных платежей, попытаются «закрыть» судебные предписания целевыми средствами, необходимыми для содержания домов. В совокупности это опять же не улучшит картину на жилом фонде, где хозяйничают подобные УК, рассуждает г-н Голобоков.
Перспективы развития.
Между тем в Пермской сетевой компании уверены, что на рынке ЖКХ должны происходить позитивные изменения, ориентированные прежде всего на население. «Главный принцип работы — создание комфортных условий для потребителей наших услуг», — отмечает г-н Голобоков.
Так, с этого года контроль над состоянием сетей станет гораздо сильнее. В ПСК создано подразделение Тепловой инспекции, перед которой поставлены серьезные рамочные задачи. Важнейшая из них — мероприятия по отслеживанию готовности жилого фонда к отопительному сезону, жесткий контроль над процессом исполнения УК и ТСЖ своих обязательств в части содержания внутридомовых систем, которые в силу тех или иных причин сейчас не выполняются. Еще одна цель работы инспекции — налаживание обратной связи с населением для повышения качества предоставляемых услуг.
В интересах граждан-потребителей в тестовом режиме был запущен и другой проект ПСК — так называемая «Программа трех дней». В ее рамках сроки отключения горячей воды — на проведение опрессовок и устранение выявленных дефектов — составят не более трех дней, а не 14 или 21, как это предписывают сейчас правила. «Теплоэнергетики готовы к исполнению повышенных обязательств для максимального сокращения сроков ограничения ГВС. Сейчас мы выявляем возможные факторы, которые оказывают воздействие на достижение результата, чтобы уже следующим летом программа работала», — подытоживает Артем Голобоков. Однако одним из условий реализации «Программы трех дней» опять же является только своевременная и полная оплата энергоресурсов со стороны потребителей.