Роман Николаевич, три месяца назад вы возглавили «Пермэнергосбыт». Какие основные задачи стоят сегодня перед предприятием, как выглядят основные приоритеты?
— Наши приоритеты неизменны. Задача номер один — стабильное энергоснабжение платежеспособного потребителя. Вторая основная задача — создание условий для качественного обслуживания населения.
В решении первого пункта ключевое слово «платежеспособного»? Долги юридических лиц перед компанией продолжают расти?
— Да, задолженность растет, причем в этом году даже большими темпами, чем ранее. «Дебиторка» составляет 2,4 млрд рублей, в том числе 1,4 млрд — это просроченный долг. Его формируют две большие группы потребителей. Первая — промышленные предприятия с государственным участием. Наиболее крупные должники — федеральные «Пороховой завод», «Прикладная химия», а также «Соликамский завод «Урал».
Надо понимать, что у «Пермэнергосбыта» нет цели ограничить подачу электроэнергии, мы всегда готовы вести конструктивный диалог. Многие компании предоставляют нам графики погашения, ведут в соответствии с ними выплаты. Главное условие — оплата текущего потребления в полном объеме.
Вторая группа должников — предприятия сферы ЖКХ, а именно поставщики тепла, воды населению. У причин формирования задолженности две составляющие. Первая — экономическая. Существующее законодательство составлено так, что водоканал или котельная для того, чтобы поставить ресурс конечному потребителю, расходует больше средств, чем в итоге собирает с населения. Уровень потерь в имеющейся инфраструктуре в силу ее изношенности и избыточности очень высок. В результате такие предприятия не в состоянии полностью рассчитаться с нами за поставленные объемы. Сумма таких выпадающих доходов постоянно растет, давая в итоге прирост задолженности.
Вторая причина куда более банальна — воровство. Посмотрите на ситуацию в Кизеловском угольном бассейне. Здесь, на наш взгляд, реализуется криминальная схема: создается предприятие, оно поставляет коммунальные услуги, собирает деньги с потребителей, но с поставщиком электроэнергии не расплачивается. Проходит время, компания банкротится, оставляя огромные долги. Сейчас в Кизеле работает уже 6-е предприятие, предыдущие 5 осуществляли свою деятельность именно по такой схеме. Мы пишем заявления в прокуратуру, полицию, но получаем либо отказ в возбуждении дела, либо вялотекущее следствие. Пока я не понимаю, как разрешить эту проблему.
Общий долг только объектов тепло- и водоснабжения перед «Пермэнергосбытом» — более 500 млн рублей. Примерно такую сумму мы платим в месяц сетевой организации за передачу электроэнергии. Пока нет опасений, что долги приведут к задержкам поставок, в том числе и добросовестным потребителям, но риски налицо.
Вы сказали, что пока не видите выхода из этой ситуации. Полный пессимизм?
— Определенные надежды связываю с лицензированием участников сферы ЖКХ, которое сейчас обсуждается. Законодательное утверждение определенных квалификационных требований по логике позволит почистить рынок. Тогда предприятию с уставным капиталом в 10 тысяч рублей просто так на рынок не зайти, как это происходит сейчас.
«Пермэнергосбыт» активно предлагает различные приборы учета (счетчики энергии, воды, газа), осветительные приборы, энергосберегающие технологии. Это реальное направление бизнеса для компании или скорее имиджевый шаг? Насколько я понимаю, доходы в общем объеме предприятия здесь незначительны?
— Да, доля небольшая, но это очень важная для предприятия часть бизнеса. Мы обеспечиваем возможность правильных и своевременных расчетов для жителей, их точность. Это очень важно, ведь сейчас уже мало кто помнит, что до 2009 года вообще отсутствовала система передачи показаний. «Пермэнергосбыт» очень активно работал в этом направлении последние два года, и это дало хорошие результаты. К концу 2013 года мы планируем перейти уже к плановой замене приборов учета — тех, которые отслужили свой срок.
В Кунгуре компания осуществляла проект по реконструкции уличного освещения. Предлагается ли сотрудничество другим муниципалитетам Пермского края?
— В Кунгуре мы работаем в рамках энергосервисного контракта с муниципалитетом. Речь идет о модернизации уличного освещения с использованием современных технологий. Была проделана огромная работа: заменена распределительная сеть, вплоть до опор освещения, смонтированы современные осветительные приборы, введена в эксплуатацию автоматизированная системы управления наружным освещением, которая позволяет либо дистанционно регулировать работу всего комплекса, либо оставить эту функцию за специальной программой. Проект позволит существенно экономить на потреблении электроэнергии.
Мы активно предлагаем сотрудничество другим муниципалитетам, презентуем возможности оборудования, варианты его оплаты в рассрочку на 3 года. В частности, общаемся с мэрией Перми, участвуем в конкурсе на реконструкцию уличного освещения в Осе, ведем переговоры с промышленными предприятиями.
Компания постоянно внедряет различные сервисы для населения. Насколько это востребовано?
— Действительно, сервисов очень много. Например, сдать показания счетчиков можно уже 10 способами: и в личном кабинете на сайте, и с помощью SMS, и в тональном режиме, и в письменном виде... С оплатой — то же самое. Однако остаются группы населения, которые приходят в офисы. По нашим исследованиям, 75% из них — это люди пенсионного и предпенсионного возраста. Естественно, мы будем учитывать и их интересы. К сожалению, это непросто «благодаря» постоянно меняющемуся законодательству, но таковы реалии, под которые предприятие, безусловно, подстраивается.
Вообще, проблема требует комплексного решения, акцент на клиентоориентированность подразумевает и замену IT-платформы, и новые офисы, и, возможно, набор персонала, и введение иных стандартов обслуживания. Мы однозначно будем заниматься развитием розницы. Ведь на самом деле люди, приходящие к нам оплачивать услуги, не должны восприниматься как обуза, это ресурс. По нашим оценкам, порядка 900 тысяч жителей Пермского края как минимум один раз в год проходят через офисы «Пермэнергосбыта». Многие ли компании могут похвастаться подробным трафиком? Почему бы не предлагать этим людям другие услуги, например, страховки или банковские кредиты? Здесь есть над чем работать.
Мы планируем начать с «пилота», с изменения работы одного офиса. Этот проект хотим реализовать до конца года.