ДЕНЬГИ ИЗ ВОЗДУХА. В Перми в продаже появились нестандартные сувениры - законсервированный городской воздух в банках. Пока приобрести его можно только в парке им. Горького. Сейчас идет подготовка по реализации продукта, переговоры с гостиницами, сувенирными точками, сообщает менеджер проекта Елена Пелевина. Как уверяют продавцы воздуха, в одной банке содержится: воздух Комсомольского проспекта - 25%, эспланады - 25%, набережной - 15%, Хохловки - 20%, Горьковского парка - 15%. Упакован в консервную банку с изображением художественной галереи. Пермская компания «Воздух города» работает по франшизе и является региональным представителем ООО «Петербургский альянс». Еще в 2003 году петербургский предприниматель Сергей Лучников запатентовал «Герметичную емкость для сувенирной продукции» в 150 странах мира.
Весной в Перми появилась первая аэротруба - тренажер для парашютистов и развлечение для всех желающих. В аэродинамической трубе создается поток воздуха, на котором человек может парить, находясь в состоянии свободного падения.
По словам руководителя проекта HappyFlight Александра Калинина, для него это, скорее, порыв души. «Огромного дохода здесь не получить. Больше создавал проект для себя, потому что сам занимаюсь парашютным спортом, а ездить в Екатеринбург (где расположена ближайшая аэротруба) - достаточно далеко», - отмечает Александр Калинин. Для открытия проекта потребовалось порядка 3,5 млн рублей, окупить их планируется в течение двух лет. «Сейчас только инвестируем, работаем в минус. Посетителей пока мало, а расходы очень большие: горюче-смазочные материалы, аренда, реклама. В планах - работать
над усовершенствованием проекта и улучшить уровень сервиса», - рассказывает г-н Калинин.
ГОРОДСКАЯ РОМАНТИКА. Получает в Перми распространение и услуга по организации свиданий в необычных местах. Алексей Баталов, один из руководителей романтикокреативного агентства «Поступок», рассказывает, что заниматься организацией свиданий их команда начала еще в 20Ю году, однако делать это профессионально, зарегистрировав ИП и оформив сайт, стали всего полтора года назад. «В первую очередь - для людей делаем, а не для того, чтобы заработать денег», - утверждает Алексей Баталов. Ежемесячный доход агентства составляет порядка 50-80 тыс. рублей. Первоначальные инвестиции в открытие такого бизнеса окупились через 8 месяцев, хотя планировали через 4, говорит г-н Баталов. Помимо вложений, которые потребовались для открытия, огромное значение имели личные контакты: ведь для того, чтобы организовать необычное свидание, необходимо сотрудничество с ТСЖ, свадебными агентствами, фокусниками, музыкантами и т. д.
«Буквально полгода назад мы были единственным агентством, оказывающим такие услуги. Сейчас у нас уже 4 конкурента», - отмечает Алексей Баталов. По мнению Рината Шамси- ева, директора Пермского городского бизнес-инкубатора, увеличение числа компаний, занимающихся организацией необычных свиданий, «можно расценивать как упадок вдохновения мужского населения города». «Возможно, это начало тренда, который никогда уже не пройдет. И этого надо очень сильно бояться», - иронизирует г-н Шамсиев.
АПЕЛЛИРУЯ К ФОБИЯМ. Месяц назад в Перми на территории бывшего детского лагеря открылся аттракцион страха «Черная комната».
Идея проекта, по словам одного из создателей, Натальи Кречетовой, родилась в 2009 году, и все это время продумывались детали: разрабатывались эскизы оформления комнат, изучались аналогичные площадки за границей. Самой большой сложностью было найти атмосферное помещение, чтобы само здание навевало ужас, отмечает Наталья Кре- четова. Создание аттракциона было «заоблачной мечтой, которая затем превратилась в цель». Объем первоначальных вложений создатели оглашать не стали, сообщив лишь, что сумма составила менее I млн рублей. По словам Натальи Кречетовой, в планах окупить первоначальные инвестиции к следующей весне, когда откроется второй аттракцион, более приключенческий, максимально приближенный к Форту Байяр. За месяц «Черную комнату» посетили около 300 человек.
НАУКОЕМКИЕ РАЗРАБОТКИ. По мнению Николая Косвинцева, руководителя управления инновационной деятельности ПГНИУ, именно классический университет является кузницей креативного класса. «Классический университет - место, где работают представители креативного класса, то есть люди, которые на своих знаниях, идеях могут зарабатывать деньги: воплощать свои мысли в реальные проекты, продукты, технологии, услуги», - утверждает г-н Косвинцев. Сейчас ПГНИУ ведет разработку дизайн-про- екта помещений бизнес-инкубатора, который ориентируется на лучшие офисные пространства - Google, Ebay, Яндекс и т.п. Для его разработки привлечена команда профессиональных дизайнеров студии Ксении Филатовой, рассказывает г-н Косвинцев.
В 2011году в классическом университете был «проинкубирован» ряд идей, которые получили различное развитие. Так, студент ПГНИУ Евгений Калашников разработал web-приложение мониторинга энергопотребления, представил его на конкурсе У.М. Н. И.К., получил финансирование, реализовал проект, но не построил бизнес, так как его задачей было - реализовать наукоемкую идею в рамках данного конкурса.
Другой проект студентов классического университета, «Арт-кафе», тоже «не был воплощен в жизнь, но позволил его авторам презентовать Пермский край вне региона, съездить на международную выставку франшиз», - отмечает г-н Косвинцев. Наиболее динамичное развитие получил проект компании «АгроАльянс» (бывшая команда «Ягоды»). Предприниматели уже в течение года оказывают услуги по фитодизайну, флористике, оформлению помещений. По словам г-на Косвинцева, в планах организаторов проекта к 2015-2017 году вернуться к идее выращивания клубники на территории Пермского края и построить тепличный комплекс.
ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ. По мнению экспертов, для успеха таких креативных бизнес-проектов, как и любых других, необходимо, чтобы они были экономически выгодными. «Любой проект либо приносит конкретный доход, либо ориентирован на получение так называемого полезного эффекта, когда результат измеряется не в виде чистой прибыли, а другими выгодами для его инициатора. Ими могут стать получение компетенций в какой-либо отрасли (сфере), наработка связей, опыта, формирование определенного имиджа для проекта и самого себя», - отмечает Николай Косвинцев. Самое главное заключается в том, что руководитель проекта должен «болеть» этим. «Он должен быть настоящим фанатиком. Нестандартный бизнес получается только у таких людей», - заключает Ринат Шамсиев.
Открытие креативного бизнеса несет гораздо большие риски, чем аналогичные уже существующим на рынке, и у предпринимателей есть возможность учиться на ошибках конкурентов, отмечают эксперты. «Рынок может быть не готов к предлагаемым продуктам. Не исключено, что услуга, которую предлагают предприниматели, не востребована. Никто не знает, сколько проживут эти проекты. Они могут закрыться завтра, а могут стать огромными компаниями, причем это неизвестно даже самим бизнесменам», - отмечает Ринат Шамсиев.
Разные примеры.
Креативных бизнес-идей создается достаточно много, но зачастую такие проекты не доходят до стадии реализации. «Можно сделать красивый проект, он всем нравится, о нем напишут. Но необычный проект может закончиться ничем, если нет спроса нарынке»,- отмечает Ринат Шамсиев.
И даже в случае реализации креативный, пользующийся спросом бизнес может прекратить свое существование. Как и произошло, например, в случае с магазином концептуального second hand «Одна вторая», который прекратил свою работу только из-за того, что жильцы дома, в котором он находился, поставили во дворе забор, перегородивший вход.
С другой стороны, есть и такие креативные проекты, которые превращаются в бизнес. Один из них, Maugry, - мобильный гид на ладони, разработанный программистами «Лаборатории мультимедийных решений» ПГНИУ во главе с Андреем Дураковым.
Теперь с помощью смартфона или планшета в режиме онлайн можно ознакомиться с достопримечательностями Перми. Установленное на смартфон или планшет приложение распознает QR-коды, расположенные на информационных стендах по маршрутам «зеленой» и«красной линии» Перми, «золотой линии» на территории Пермского университета и в художественной галерее, а также других музеях. По мнению Николая Косвинцева, такой проект может выйти на рынки не только других регионов, но и стран.