Эксперты рынка недвижимости Перми констатируют растущий спрос на малогабаритные офисные площади. Многие компании ищут себе помещения от 6 до 10 метров, на которых могли бы разместиться один-два сотрудника. Однако предложение на рынке ограничено, и, как правило, удовлетворить спрос таких клиентов риэлторы не в силах. «А если подобного размера площади и появляются, то тут же уходят с рынка новому арендатору», — рассказывает еженедельнику «bc» эксперт по недвижимости компании «Юнито Риэл» Ирина Анкудинова.
Выходом из ситуации, по мнению экспертов, может стать активизирующийся на российском рынке сегмент коворкинга — общественного пространства с оборудованными рабочими местами, сдающимися в аренду. Как правило, услугами коворкинга пользуются заезжие бизнесмены, фрилансеры и журналисты.
Сама идея коворкинга для Перми не нова. Можно сказать, что основоположниками этой темы в Перми стали риэлторы. «В риэлторском сообществе об этом говорили неоднократно. Так, например, корпорация «Перспектива» несколько лет назад выкупила в Санкт-Петербурге право на использование торговой марки «Респект» и планировала открыть площадку для риэлторов, взимая арендную плату с рабочего места. Однако изначально такой формат работы подразумевал не создание в городе общественного офиса для риэлторов, а завоевание рынка новым игроком, поэтому идея не получила развития», — рассказала директор ООО «Р-консалтинг» Ольга Козырева. Она также добавила, что сегодня по аналогичному принципу работает АН «Гармония» ― несколько самостоятельных риэлторов объединились под единым брендом, сняли офис и успешно осуществляют свою деятельность.
В качестве коворкинг-площадки себя позиционируют в Перми также антикафе — «Альтернатива» и «Культурный диван». «Однако фактически даже «Альтернатива», сравнительно более формальная по обстановке и атмосфере, такому определению рабочего пространства не соответствует, больше напоминая разновидность проведения совместного отдыха», — отмечает Елена Кощеева, маркетолог направления недвижимости группы компаний Custom Capital. С ней солидарны и аналитики ООО «Инвест-аудит», по мнению которых, исходя из широкого спектра форматов заведений данного типа, можно предположить, что коворкинг не получил достаточного развития на существующих площадках.
Создать в городе общественный офис планировал и девелопер Александр Флегинский. Городской коворкинг должен был разместиться на третьем этаже кинотеатра «Кристалл». В итоге идея не была реализована, поскольку бизнесмен побоялся отсутствия спроса на эту услугу.
По мнению собеседников, такие опасения являются основной причиной, по которой в Перми все еще нет коворкинга. По словам директора АН «Респект» Алексея Ананьева, бизнесмен, решивший открыть такое дело, должен запустить для начала пилотный проект, который покажет заполняемость коворкинга и выявит адекватные арендные ставки. «Пока мы видим, что такой вид офисов развивается в других регионах, а не у нас. При организации коворкинга собственник должен идти на какие-то компромиссы, а местные бизнесмены к этому не готовы», — считает собеседник.
Сегодня, по словам экспертов, возможность аренды рабочего места в Перми есть, однако пока предложение ограничивается лишь форматом «стул-стол-wifi». «Организация пространства обмена идеями и опытом, площадки для проведения тематических лекций и семинаров — вот что определяет новый уровень коворкинга, в этом и состоит целесообразность его создания», — отмечает г-жа Кощеева.
С тем, что коворкинг Перми нужен, согласна и Ирина Анкудинова: «Я думаю, что уже можно пробовать начинать работать в этом формате. Сейчас очень много бизнесов, которые не требуют постоянного местонахождения, какой-то закрытой зоны общения с потребителями. И коворкинг стал бы для них отличным решением в организации необходимых бизнес-процессов. Все компании на стадии стартапа предпочитают снимать малогабаритные офисы, а затем уже по мере развития переходить в более просторные площади. Поэтому если в Перми появится что-то наподобие общегородского коворкинга, думаю, спрос на него будет».
В качестве примера, как может быть организован подобный бизнес, эксперты приводят Москву. «Там коворкинг реализуется посредством частных вложений, формируется также муниципальная поддержка. Но в Москве есть востребованность такого сегмента офисов и платежеспособный спрос. Относительно нашего города сделать прогноз достаточно сложно, и «прощупывание» почвы кажется слишком рискованным для представителей бизнес-сообщества», — отмечает Елена Кощеева. Такой формат офисов в Перми не приживается, по мнению Ольги Козыревой, еще и потому, что здесь коворкинг-центры ― это результат инициативы снизу. «Ни девелоперы, ни собственники офисных помещений пока ничего не предлагают местным предпринимателям. Это неудивительно ― Пермь «выгодно» отличается отсутствием прогрессивных форматов не только в недвижимости», — считает собеседница.
Тем не менее, из всех развивающихся в России новых форматов коммерческой недвижимости в Перми, помимо существующих (антикафе, детские клубы-кафе, островные ритейлеры), наиболее перспективным является коворкинг-центр, полагают эксперты. «Коворкинг-офисы целесообразнее всего будет располагать в центре, который является деловой частью города, а потенциальными арендаторами таких «быстро-офисов» должно стать, в первую очередь, молодое и креативное население города Перми», — заключает аналитик ООО «Аналитический центр «КД-консалтинг» Надежда Тищенко.