Мэрия Перми объявила открытый аукцион на строительство в Перми «Восточного кладбища с крематорием». В соответствии с документацией конкурса весь объект оценили в 113 млн рублей. Расположится данный комплекс недалеко от поселка Голый мыс, в районе автотрассы Пермь – Новые Ляды, площадь участка - 48,82 гектара. Гарантийный срок на объект установлен в размере 60 месяцев с момента подписания акта приемки.
Это может каждый.
В администрации города поясняют, что средства на строительство крематория будут выделены из городского бюджета. Однако планируется, что муниципалитет профинансирует только возведение самого здания данного комплекса. К финансированию развития инфраструктуры, технического оснащения будущего крематория предполагается привлечь средства инвесторов. Потенциальные партнеры не называются.
По завершении строительства комплекса объект перейдет в ведомство МУП «Ритуальные услуги», которое будет осуществлять его администрирование. Несмотря на то, что до сдачи комплекса остается всего около года, как будет обучаться персонал, формироваться комплекс услуг и расценки на них, пока неизвестно. По заявлению представителей мэрии, эти вопросы находятся в стадии обсуждения.
В дирекции крематориев Новосибирска и Екатеринбурга говорят - хотя подобный объект и является достаточно специфическим, в конкурсе на его возведение может участвовать любая саморегулируемая организация, имеющая допуск к осуществлению капитального строительства. По словам Павла Новикова, директора крематория в Новосибирске, на такой вид строительства лицензирование ранее было отменено. В руководстве крематория в Екатеринбурге пояснили, что возведение комплекса и закупка оборудования - это два разных процесса. Большинство российских крематориев пользуется кремационными печами, производимыми в США и Чехии. Г-н Новиков отметил, что капитальное строительство составляет существенно большую часть затрат. «Мы видели пермский проект и слышали новость о том, что будет развернуто строительство. Перми советуем ту же технологию, на которой остановили свой выбор еще 10 лет назад, когда началась работа нашего кремационного комплекса», - рассказал г-н Новиков.
Что касается подготовки специалистов для работы в крематории и управления его деятельностью, в Новосибирске для этой цели организован отдельный лицензированный учебный центр, а высший менеджерский состав получает образование в Москве. В дирекции Екатеринбурга специалистов, занимающихся технической частью работ, также готовят на специализированных «учебных комбинатах». Появится ли в Перми центр по подготовке кадров, пока неизвестно.
Бизнес под тенью.
Расценки на услуги крематориев и спектр предложения формируются, по опыту «коллег», в мэриях городов. Пермское МУП «Ритуальные услуги» отказалось от комментариев по данному вопросу. Однако на этой неделе УФАС по Пермскому краю вынесло предупреждение данному ведомству, являющемуся монополистом на ритуальном рынке, по факту искусственного завышения цен на его услуги, путем навязывания контрагентам сервиса помощи специалиста в выборе места захоронения. Начальник отдела товарных рынков УФАС Алла Лебедева рассказала: вопросов к «Ритуальным услугам» у антимонопольщиков много, и существует опасность того, что ведомство будет манипулировать расценками на услуги крематория.
«Я полагаю, что выбор организаций для администрирования будущего крематория должен осуществляться по конкурсу или по подобной схеме, чтобы каждый желающий смог принять участие. Не просто же так отдавать на откуп «Ритуальным услугам» столь значимое учреждение. Надо разбираться, какие полномочия будут переданы МУПу. В крематории, насколько я понимаю, будет предоставляться множество услуг, и, полагаю, не все они должны оказываться только МУПом. В рамках дела, по которому «Ритуальным услугам» было вынесено предупреждение, и власти, и УФАС задались вопросом, почему, например, копкой могил занимается только МУП. Данное ведомство может предоставлять определенные услуги, но их основная задача - в содержании кладбищ», - пояснила г-жа Лебедева.
Интересно, что директор крематория в Новосибирске одной из главных задач предприятия считает борьбу с «теневым бизнесом» и «мздоимством» в сфере ритуальных услуг. «С начала работы крематория его деятельность расширяется при жесткой конкуренции - похоронных фирм в Новосибирске около 50. Надо понимать, что на кладбищах процветает теневой бизнес, ведь если в крематориях все прозрачно, то, манипулируя временем, которого у родственников усопшего очень мало, сотрудники ритуальных фирм берут взятки всевозможных размеров за хорошее место на кладбище», - пояснил г-н Новиков.
Руководитель пермского УФАС Антон Удальев, в свою очередь, выразил опасения по поводу того, что итоги конкурса могут быть обжалованы. «Уверен, в связи с тем, что сумма контракта большая - 113 миллионов, желающие обжаловать итоги конкурса найдутся. Пока совершенно не могу понять, какие полномочия и в каком режиме будут переданы МУП «Ритуальные услуги» от городских властей. То есть режим администрирования для меня неясен. Конечно, оказание услуг крематория явно платное, и участвовать в деятельности данной организации хотели бы многие. В этом смысле, конечно, должен быть конкурс. Возможно, правильнее всего было бы создать «учреждение» (т. е. некоммерческую организацию), а не унитарное предприятие, не хозяйствующий субъект», - сообщает г-н Удальев.
Для «своих» - по традиции.
Так или иначе, пока остается неясным, станет ли кто-то из пермских компаний, осуществляющих капитальное строительство, участвовать в конкурсе. Так, в Ассоциации «Пермские строители» сообщили, что не знакомы с документацией конкурса и не знают о том, кто может стать его участником. Пресс-служба ОАО «СтройПанельКомплект» рассказала, что с 90-процентной вероятностью не станет принимать участия в тендере, так как застройки такого специфического типа не соответствуют профилю компании. То же сообщили и в ОАО «ПЗСП».
Услуги крематориев в Екатеринбурге и Новосибирске популярны. В частности, по словам Павла Новикова, в Новосибирске процент кремации уже достиг 30. Каких-либо препятствий или протестов со стороны религиозных сообществ в обоих городах не встретилось. Скорее всего, таких препятствий не возникнет и в Перми. Ефим Бурштейн, лидер еврейской общины региона, рассказал, что с точки зрения религии и традиций он против строительства крематория, но все же признает права светских граждан на его услуги. «По традиции в иудаизме нельзя кремировать. Еврейское сообщество Перми, конечно, отнесется к этому отрицательно, но если вы думаете, что мы, как в Египте, выйдем на улицы, то, конечно, этого не произойдет. Взрывать крематорий мы не пойдем. Будем всячески пропагандировать погребение традиционным способом среди «своих». В общем, для себя мы против, для других мы не указ», - отметил он. Вячеслав Зуев, руководитель информационного отдела Пермской епархии РПЦ, присоединился к этой точке зрения и сказал, что строительство крематория необходимо: «Вся Европа построила крематории, дошло и до нас. Это нужно. Без этого никак, но вообще православный христианин должен быть захоронен».
Мусульмане и иудеи.
Проект строительства комплекса был разработан еще в 2002 году, после чего в него вносились корректировки. Он предполагает не только возведение собственно здания колумбария и крематория, но также и обустройство прилегающей территории. Она будет разделена на 25 квадратов, основная часть которых предназначена для общего захоронения. Выделены почетные, мусульманские и иудейские кварталы. Два квартала отводится под колумбарий, также проект оставляет «резервные» участки для захоронения традиционным способом. Работы по строительству комплекса планируется завершить уже к 30 сентября следующего года.