ГУ Банка России по Пермскому краю продолжает фиксировать рост числа банковских карт, выпущенных на территории региона. Так, за год количество выпущенных карт увеличилось на 10,1%, составив на 1 июля 2013 года более 2,4 млн карт.
Сегмент пластиковых карт в последние годы показывает самые высокие темпы роста среди всех розничных продуктов, отмечает Светлана Щеголева, управляющий РОО «Пермский» ВТБ24. Наиболее динамичный рост показали кредитные карты – 63,6% за год. Всего на территории Пермского края в обороте находятся 336 тысяч «кредиток», или 14,1% от всех выпущенных карт. Расчетные карты по-прежнему преобладают в общей структуре, но их доля сократилась с 90,5% до 85,9%. При этом число карт с овердрафтом увеличилось за год на 32,6%.
Большое число дебетовых карт связано с тем, что именно такие карты, как правило, выпускаются под зарплатные проекты. По данным специалистов Сбербанка России, этот вид карт составляет более 70% от общего числа выпускаемого «пластика». Еще один фактор увеличения выпуска карт – это перевод социальных выплат со вкладов на карточные счета. Это, пожалуй, одни из самых больших сегментов роста, отмечают специалисты Западно-Уральского банка Сбербанка России.
Высокие темпы. Кредитные карты набирают популярность у пермяков. «Количество клиентов, получивших кредитную карту, во втором квартале по сравнению с первым увеличилось более чем в 1,5 раза и продолжает расти», – отмечает начальник отдела развития продуктов и отношений с партнерами ОАО АКБ «Урал ФД» Александр Русинов. По мнению Светланы Щеголевой, рынок кредитных карт еще далек от насыщения, поэтому кредитная карта останется одним из самых быстроразвивающихся продуктов и в 2013 году.
При этом специалисты Сбербанка отмечают, что причиной роста «кредиток» стал cash-back, т.е. возврат определенной части средств обратно на карту. Иными словами, пермяки становятся все более искушенными и стараются использовать банковские карты с максимальной выгодой.
Сами кредитные организации способствуют популяризации карт, предлагая различные бонусные программы. «Пользователи банковских карт могут воспользоваться и другими возможностями, например получить скидку на товары или услуги при их оплате картой, выпущенной банком-партнером», – отмечают специалисты Западно-Уральского банка Сбербанка России.
Рост числа карт обусловлен, в том числе, и развитием банковской инфраструктуры. По данным ГУ Банка России, на территории региона к 1 июля 2013 года установлено 2827 банкоматов (прирост за год 19,5%) и 16 788 электронных терминалов (прирост 22,1%).
Недоверие к «безналу». За первые 6 месяцев 2013 года пермяки совершили 77,4 млн операций с помощью карт на сумму 176,7 млрд рублей. При этом прирост числа сделок оказался больше, чем увеличение их объема: 32,3% против 18,4%.
Пермяки продолжают активно использовать «пластик» для оплаты товаров и услуг. Доля безналичных операций с использованием карт преобладает в общем объеме операций, составляя 62,9% от общего количества. В то же время по объему доля таких операций составляет всего 21,3% против 78,7% операций по снятию наличных денег.
По мнению Александра Русинова, такая ситуация объясняется рядом факторов. «Прежде всего это недоверие к «электронным» деньгам и привычка пользоваться наличными средствами, а также недостаточно развитая эквайринговая инфраструктура. Все это объясняется тем, что практика использования банковских карт в России появилась относительно недавно. Следует отметить, что в настоящее время наблюдается активное развитие банковских технологий и рост количества точек продаж, в которых принимают карты к оплате, в связи с чем можно говорить о развитии рынка банковских карт, в том числе кредитных», – отмечает г-н Русинов.
Когда и что. По статистике Процессингового центра Uniteller, в России количество пользователей, использующих банковские карты для оплаты услуг, по сравнению с прошлым годом удвоилось. По мнению экспертов, рост объемов «пластика» продолжит увеличиваться. «Жители Перми активно догоняют европейцев по количеству карт на одного человека. Становится популярным использование различных карт для различных целей: разграничение интернет-покупок, оплаты коммунальных услуг, приобретения товаров в России и за рубежом», – отмечают специалисты Западно-Уральского банка Сбербанка России.
При этом чем больше банковская карта получает распространение именно как платежный инструмент, тем больше можно достоверно узнавать о привычках покупателей и соответственно учитывать в маркетинге, отмечает генеральный директор компании Uniteller Алексей Богаткин.
По данным компании Uniteller, существует взаимосвязь между товаром и временем его покупки с помощью пластиковой карты. Так, утром, как правило, оплачивают услуги ЖКХ и покупают автозапчасти. Авиабилеты и электронику покупают, судя по пиковым часам, в интернете из офиса. Погашением кредитов люди предпочитают заниматься после работы, отмечают аналитики компании Uniteller.
За первые 6 месяцев 2013 года в крае с помощью карт совершено операций на 177 млрд рублей.