Сегодня в минимальный набор услуг расчетно-кассового обслуживания, необходимых для организации, входят открытие и ведение счета и совершение платежей. «В дополнение к базовому набору в зависимости от специфики бизнеса юридические лица оформляют овердрафты, кредиты, депозиты, операции с ценными бумагами и валютой, зарплатные проекты», - отмечает заместитель Председателя Правления ЭКОПРОМБАНКа Виктор Новиков. По мнению заместителя генерального директора ОАО АКБ «Проинвестбанк» Александра Воронцова, понятие «стандартный» набор услуг в настоящее время не совсем актуально. «Каждый клиент подбирает оптимальный для себя набор, те услуги, которые необходимы именно ему. Во многом исходя из этого клиент выбирает банк. Задача банка - предоставить ему возможность выбора услуг РКО», - рассказывает Александр Воронцов.
Перечень операций может быть расширен за счет максимально возможного ассортимента банковских услуг: кредитование, торговый эквайринг, корпоративные банковские карты, инкассация, зарплатные проекты, валютные операции и комплексное обслуживание ВЭД, аккредитивы, продукты для управления финансовыми потоками и рядом других, отмечают специалисты Западно-Уральского банка Сбербанка России.
Стоимость отдельных операций РКО в различных банках может отличаться в разы. К примеру, открытие расчетного счета юридическими лицами и предпринимателями в среднем составляет от 500 до 2000 рублей, но может быть бесплатным или доходить до 3,5 тыс. рублей. Установка системы «Интернет-Банк» («Банк-Клиент») колеблется от 300 до 3000 рублей. Абонентская плата за обслуживание системы «Банк-Клиент» - от 150 до 1000 рублей. «Каждый банк разрабатывает и утверждает тарифную политику исходя из принятой стратегии развития банка, себестоимости ряда услуг и количества используемых самим клиентом банковских услуг», - рассказывает Евгений Ощепков, директор по корпоративному бизнесу банка «Урал ФД».
Тем не менее итоговая сумма обслуживания у различных банков примерно сопоставима, различия в тарифных планах позволяют клиенту выбрать именно такое РКО, какое подходит к потребностям его бизнеса, отмечает Виктор Новиков.
Кроме того, существуют варианты удешевить обслуживание, если заказывать необходимый набор продуктов и услуг, отмечает Светлана Щеголева, управляющий РОО «Пермский» ВТБ24. «Кому-то, к примеру, достаточно стандартного обслуживания в платежно-бумажном варианте, кто-то выбирает дистанционные сервисы либо пакеты услуг. В каждом отдельном случае клиенту нужно просчитывать свою выгоду, опираясь на реальные потребности в тех или иных услугах», - рассказывает г-жа Щеголева.
Среди клиентов - юридических лиц все большую популярность набирает дистанционное банковское обслуживание (ДБО). Все меньше клиентов сейчас пользуются платежными поручениями на бумажном носителе, отдавая предпочтение ДБО, отмечает Виктор Новиков. По данным Александра Воронцова, практически 100 % новых клиентов сразу подключает «Клиент-Банк» и большинство опций, что делает работу по счету простой и удобной. Аналогичную тенденцию отмечает и Евгений Ощепков.
«Сейчас мы приходим к тому, что более 90% платежей, совершаемых юридическими лицами в банке, выполняются с использованием систем дистанционного обслуживания. Поэтому возможности, качество работы и обеспечение безопасности платежей, совершаемых дистанционно, на особом счету у всех клиентов», - резюмирует г-н Ощепков.
«С каждым днем современный мир становится мобильнее и технологичнее – неудивительно, что дистанционное обслуживание, интернет-банкинг является одной из самых важных опций для предпринимателей в рамках РКО. При этом чем больше набор сервисов и опций, которые предлагает интернет банк, тем выше доля операций, которые через него проводят предприниматели», - рассказывает Максим Валиахметов, региональный директор Операционного офиса «Пермский» Приволжского филиала ОАО «Промсвязьбанк».
Помимо прочего, наличие ДБО значительно сокращает расходы организации на ведение банковского счета. Стоимость платежного поручения в электронном виде, в среднем, в два раза ниже, чем на бумаге. Ведение банковского счета при предоставлении поручений на бумажном носителе, в среднем, составляет от 590 до 2500 рублей, а при наличии ДБО — от 200 до 750 рублей.
Крупным предприятиям зачастую выгоднее получать комплекс услуг в одном банке с целью минимизации расходов и облегчения координации своей работы, считает Светлана Щеголева. «В целях удовлетворения всех потребностей такого клиента банки предлагают масштабные проекты, охватывающие весь спектр деятельности предприятия, с индивидуальным подходом при формировании тарифов на свои услуги. Комплексность в сочетании с приемлемыми тарифами является для крупного предприятия немаловажным при выборе банка. Зачастую определяющим становятся выгодные условия кредитования», - отмечает г-жа Щеголева.
По словам регионального директора Операционного офиса «Пермский» Приволжского филиала ОАО «Промсвязьбанк» Максима Валиахметова, одной из самых актуальных тенденций стало формирование банками пакетных продуктов для расчетно-кассового обслуживания юридических лиц. «Каждый пакет или тариф предполагает определенный набор опций за фиксированную плату, в зависимости от потребностей клиентов опции в рамках тарифов могут варьироваться», - отмечает г-н Валиахметов. «Преимущество пакетного обслуживания в том, что клиент имеет возможность оптимизировать свои расходы, выбрав решение, максимально соответствующее уровню его деловой активности. К тому же стоимость услуг в пакетах, как правило, ниже стоимости тех же услуг, предоставленных по базовым тарифам», - подчеркивает г-н Ощепков.