Рынок печатных СМИ в Перми ждет результатов вторжения медиахолдинга Кирилла Маркевича. Эксперты ждут перераспределение бюджетных средств и считают, что политическая ситуация вызовет приток денег от оппозиционно настроенных к губернатору сил. Между тем герой дня провозглашает девиз «Меньше творчества».
Прошлая неделя выдавала на гора целую серию новостей медиарынка. В начале недели генеральный директор ЗАО «Местное время» Владимир Прохоров выкупил у группы компаний «ЭКС» 50% акций издания. По сообщению источника «bc», г-н Прохоров стал владельцем акций «на специальных, необременительных условиях для покупателя в качестве благодарности за то, что долгое время был членом команды Олега Анатольевича Чиркунова». ГК «ЭКС», утратив свою долю в газете, осталась с одним медиа-активом — телеканалом «Рифей-Пермь». Медиахолдинг, контролируемый ЭКС, распался. Вместе с тем медиахолдинг Кирилла Маркевича в прошедшую среду запустил сайт «Времечко». На ресурсе собраны материалы печатного издания и одноименной программы, выходящей в эфир на телеканале «УралИнформ ТВ». В пятницу вышел первый номер газеты «Пермские губернские ведомости» - еще один проект холдинга.
Стабильность и предубеждение.
«Рынок СМИ в Перми не очень большой, и многие игроки его обескровлены. Рынок радио «рассыпался» на два десятка нишевых музыкальных станций с минималистичным местным производством. Ничего особо интересного там не происходит в последние годы. На рынок газет «давит» Интернет. Более-менее уверенно себя чувствуют сверхтиражные бесплатные газеты. Остальные понемногу переходят в Интернет. Самые слабые, вроде «Пермских новостей», уже погибли. Есть впечатление, что газеты испытывают кадровый голод, – не хватает хороших редакторов и обозревателей. И взяться им, похоже, неоткуда», - рассуждает главный редактор ИА «Текст» Борис Майоров. «Местных телеканалов в Перми слишком много. И они слишком сильно «сидят» на госбюджетах. При этом роста качества телепродукта в последние годы я не вижу. Бег по кругу. В ближайшие годы, мне кажется, конъюнктура рынка будет работать против «телеков». И если они не смогли расти по качеству в хорошие годы, большой вопрос - смогут ли в плохие. В Интернете в последний год затих фонтан «новых городских информационных порталов». Они перестали открываться каждый месяц. Определилась группа лидеров, мелочь отсеивается. Вопрос снова в качестве – половина интернет-СМИ, на мой взгляд, производят белиберду. Их могли бы спасти толковые редакторы – но взять их негде», — сокрушается г-н Майоров.
«В Перми предельно разобщенные СМИ при полном отсутствии холдинговых структур», - отмечает Кирилл Маркевич.
Щекотливая стагнация.
Рекламный рынок печатных СМИ год от года практически не изменяется, признают игроки рынка. При этом подчеркивают сложность в определении его финансовой емкости: «Очень затруднительно назвать объем рекламного рынка печатных СМИ, поскольку рынок довольно напряженный с точки зрения большого количества печатных изданий. Но я бы предположил, что если рынок телевизионной рекламы составляет около 400 миллионов рублей год, то рекламный рынок газет не превышает 150 миллионов рублей. Объем рекламы вообще сложно рассчитать, если принять в расчет демпинг в некоторых изданиях и ситуацию, когда ставят рекламу для того, чтобы просто занять пустующее место», - говорит Владимир Прохоров.
Светлана Мазанова, директор ООО «Центр деловой информации», издатель газеты Business Class, считает, что объем средств на рынке деловых печатных СМИ не растет: «Рынок довольно узкий по определению: большая часть рекламодателей — представители крупного и среднего бизнеса, круг которых год от года не растет. Если и появляется новый рекламодатель, то его вклад в общий объем составляет не более 5%, что при объеме рынка примерно в 80 миллионов рублей несущественно. Для того чтобы рынок деловых печатных СМИ рос количественно, необходимо выращивать рекламодателей. Но это задача не газет, а государства. Много лет мы слышим про поддержку малого бизнеса, на деле помощь практически нулевая. Несмотря на то что небольшие предприятия хотят размещать рекламу, расценки газет и телевидения им не дают такой возможности», - рассуждает г-жа Мазанова.
В целом, как отмечает Светлана Мазанова, рынок деловых печатных СМИ выстроен и практически неподвижен. Показателен в этой связи, на ее взгляд, выход несколько лет назад газеты «Пермская трибуна», которая так и не заняла какую-нибудь нишу.
«Есть ощущение, что значительного роста рынка в последние годы не происходит. Идет небольшое перетекание – у всех понемногу «откусывает» Интернет. Рост рекламного рынка возможен, когда есть интересные быстрорастущие «темы» у бизнеса (как в свое время была сотовая связь, торговля иномарками, недвижимость и т. д.) – компании вкладываются в их захват или когда возникает острая конкуренция. В Перми в последние годы никто ни с кем не конкурирует. Особо доходных розничных «тем» тоже нет», - рассуждает Борис Майоров.
СМИллионер из трущоб.
Появление медиахолдинга Кирилла Маркевича пока воспринимается игроками рынка скептически. На вопрос «bc», сформировалось ли у вас мнение о медиахолдинге на основе «УралИнформТВ», г-н Майоров ответил: «Да. Но кого волнует мое мнение? Их интересует мнение только одного телезрителя в Пермском крае».
«Крупные рекламодатели будут осторожны. Нормальная реакция: бизнес занимает выжидательную позицию и присматривается к новому изданию. Когда Business Class выходил на рынок Удмуртии говорили: нам нужно полгода, чтобы вас понять», - рассказывает г-жа Мазанова.
Один из участников рынка напоминает, что есть и другие способы общения с рекламодателем. Суть в том, что крупные компании платят СМИ не за имиджевые материалы, а за отсутствие негатива. «Через несколько месяцев по набору материалов в СМИ Кирилла Маркевича станет понятно, какой путь он выбрал», - рассуждает медиаменеджер.
С трудом представляют себе собеседники «bc» перспективы газеты «Пермское времечко»: «Очень сложно определить необходимый объем инвестиций для полноценного выхода на рынок газеты «Времечко». Газета «В курсе» за два года не вошла в обойму. Поэтому весь вопрос заключается в том, как будут вливаться средства. Или, скажем, «Времечко» начнет выигрывать конкурсы, проводимые властями, тогда она рекламный рынок поломает», - считает Владимир Прохоров. По оценкам Светланы Мазановой, для издания и распространения еженедельной газеты 100-тысячным тиражом нужно минимум 500-600 тысяч рублей, за год «набегает» порядка 25-30 млн долларов. Самый простой способ — взять эти средства из бюджетов или получить от власти помощь в общении с рекламодателями. «Издатели нервничают. Прежде всего, из-за опасения, что в новую газету сольют госбюджеты и «нагнут» бизнес на размещение там рекламы. Произойдет ли это – посмотрим», - заключает Борис Майоров.
Кирилл Маркевич, владелец медиахолдинга на основе «УралИнформТВ»:
Почистить, помыть и испачкать.
Бизнес, которым я занимаюсь — ориентирован на широкий сегмент, складывающийся из взаимодействия ряда продуктов узкого сегмента. Тот же самый Procter&Gamble делает стиральный порошок, жидкое мыло и зубную пасту — это все средства для того, чтобы что-то помыть и что-то почистить. Название всех продуктов одно — бытовая химия. И сравнивая с нашим медиахолдингом, один продукт — что-то почистить, второй — помыть, третий — испачкать. Я рейтинг «Времечка» планирую повышать за счет того, что среди зрителей будут разыгрываться призы, и использовать совершенно не телевизионные приемы. Мне безразлично, что профессионалы телевидения захотят плеваться в мою сторону и говорить, что нужно делать качественные новости. Это меня не волнует, телеканалу необходимо получить рост аудитории, а методы, которые при этом будут использоваться (хоть голые девушки будут на фоне ходить), не имеют значения. При формировании содержания медиапродуктов я ориентируюсь на социологию и фокус группы. Кто-то считает, что «Времечко» — продукт низко профессиональной журналистики, но при создании газеты именно такая подача материала больше понравилась в фокус-группе. Не важно, если профессиональные журналисты будут говорить, что получилась халтура. Я делаю то, что широкая аудитория хочет видеть. Я своим работникам говорю: минимум творчества.