В Перми появилось новая образовательная и коммуникационная площадка. Ее гостям обещают даже специалиста по метафизике компьютерных игр.
Создатели независимого книжного магазина «Пиотровский» Михаил Мальцев, Денис Корнеевский и Дмитрий Вяткин, которые хорошо известны также по Пермской книжной ярмарке и другим интересным проектам, организовали новое креативное пространство. С декабря на базе магазина начнут работу книжный клуб, киноклуб и философский клуб. С Михаилом Мальцевым и Денисом Корнеевским побеседовала обозреватель «bc».
У вас в «Пиотровском» и раньше проводились встречи с писателями и философами. Ваш новый проект также рассчитан на элитарную публику?
Михаил Мальцев: Мы никогда не были настроены на келейное общение. Помню, когда мы еще готовились открыть магазин, организовали встречу с кафедрой философии в Пермском университете. И нас там убеждали сделать такой закрытый кружок, по принципу «Серебряного века», чтобы интеллектуалы собирались, и читать Хайдеггера. Но мы для себя сразу определили: делаем демократичный доступный формат. Мы свой магазин позиционируем как народный. Не социальный, а именно народный, не для интеллектуалов: у нас на полках, если поискать, даже какую-нибудь веселую книгу можно найти. Видимо, мы сами создали себе некий ореол недоступности, потому что не сразу разобрались с расстановкой. У нас на старом месте, на Луначарке, сразу как заходишь – стояли книги по философии, они-то и становились незримым барьером. Когда к нам приезжал Александр Иванов, глава издательства AdMarginem, он сказал: «Ребята, уберите с глаз хотя бы книгу Арона. Ладно, у вас там Фуко и Хайдеггер, но Арон – это совершенно невозможно!». Мы поняли свои ошибки, сейчас у нас на входе стоит Хокинг, Докинзи, другая научно-популярная литература.
В Москве сегодня открылось много популярных лекториев, все чему-то учатся. Вы решили поддержать столичный тренд?
Михаил Мальцев: Свои просветительские амбиции мы никогда не скрывали. Зачем нам нужен образовательный проект? В какой-то мере это альтернатива нашему загибающемуся высшему образованию. С ним творятся просто ужасные вещи. Разве можно закрывать, к примеру, в университете кафедру антиковедения, это же означает расписаться в непринадлежности к цивилизованному миру. С другой стороны – в разговорах с коллегами я много раз слышал, что они, сравнивая себя с европейскими специалистами, ощущают свою недообразованность. Отсюда наше желание изменить ситуацию и сделать просветительскую и коммуникационную площадку. Мы заинтересованы в увеличении числа людей не просто читающих, но и активно развивающихся с помощью чтения. Условия для этого мы и собираемся создать.
Как вы будете составлять тематический план? Где брать лекторов?
Денис Корнеевский: Любой человек может прийти, предложить свое мероприятие и получить трибуну и аудиторию в рамках книжного клуба и киноклуба. Этот формат мы уже опробовали, надеемся на активное участие заинтересованных людей. Так, наш друг Тимур Долинин, узнав, что в «Пиотровском» есть маленький кинотеатр, пришел и предложил несколько фильмов: посмотреть и порассуждать. Андрей Кудрин, историк, уже традиционно читает у нас очень интересные лекции по истории дооктябрьского революционного движения в провинции. Мы будем устраивать скайп-конференции, на которых можно будет пообщаться с авторами.
С кем у вас еще есть договоренности?
Михаил Мальцев: Договоренностей много, обо всех рассказывать не буду. Сейчас мы активно занимаемся подготовкой очередной Зимней философской школы. Программа посвящена современному актуальному гуманитарному знанию, к нам приедут крутые интеллектуалы с мировым именем. Свое согласие на данный момент дал Реза Негарестани, иранский философ, писатель и музыкант. Сейчас ведем переговоры с Йаном Богостом, специалистом по метафизике компьютерных игр. При этом мы принципиально не взаимодействуем с Москвой, сотрудничаем с Питером и Екатеринбургом. Может, кто-то назовет это показной децентрализаций, но для нас действительно важно делать мероприятия мирового уровня, но без участия Москвы.
Как вы будете выбирать героев для читательского клуба?
Денис Корнеевский: Будем ориентироваться и на вкусы аудитории.
А не боитесь, что быстро впадете в мэйнстрим?
Денис Корнеевский: В начале нашего пути мы проводили ВКонтакте опрос, спрашивали посетителей «Пиотровского», кого бы они хотели видеть. Список получился огромный: от Леонида Юзефовича и Павла Кашина до Пусси Райот и совершенно незнакомых нам фамилий музыкантов, которые даже не «гуглятся» и с книжной культурой никак не связаны. При этом видно было, что это не троллинг, люди серьезно отвечали на вопросы. Кстати, часть этих заявок мы с удовольствием отработали: на наши встречи и книжные ярмарки приезжали Михаил Гиголашвили, Михаил Елизаров, Захар Прилепин, Александр Терехов. Думаю, мы скорее впадем в мэйнстрим, если будем приглашать раскрученных звезд. Мы сейчас понимаем, что на наших первых встречах была невысокая посещаемость еще и потому, что мы не ориентировались на аудиторию и мероприятия, направленные в первую очередь на имена, как-то «не прокатывали» для повседневного времяпрепровождения.
Вы хотите сказать, что подобные образовательные проекты могут стать обычным делом для Перми?
Михаил Мальцев: Да, мы мечтаем, чтобы для пермяка это стало привычным способом проведения свободного времени. В идеале мы бы хотели, чтобы кассирши в «Вивате» обсуждали Достоевского. Думаете, невозможно? Но вот на днях в банке наш менеджер сказала: «А я вчера была в вашем магазине, книгу для папы купила». Недавно я ехал в поезде с работником правоохранительных органов, он мне жал руку и говорил, что всем отделом ходят в наш магазин и мероприятия посещают иногда.
В этом году вас пригласили сделать проект Образовательного центра имени Ельцина в Екатеринбурге. Что удалось сделать?
Денис Корнеевский: Нашей задачей был подготовить большую теоретическую базу, концепцию. Это концепция образовательного центра, состоящего из трех основных частей: книжный магазин, лекторий и библиотека-коворкинг, где много рабочего места, его можно арендовать и там работать. Серьезных правок со стороны заказчика не было, сейчас ждем развития событий. Предвидя ваш вопрос, поясню сразу: в пермскую мэрию с этой идеей мы ходили еще два года назад.
И что?
Михаил Мальцев: Как сейчас говорят – мы были услышаны, но все осталось на бумаге. На самом деле то, что мы сейчас затеваем, – это логичное развитие современного западного книгораспространения. Я был в Лондоне, две недели работал в книжном магазине. И если спросить, кто там спасает книжную индустрию, то ответ будет один – независимые книжные магазины, организующие вот такие коммуникативные и образовательные пространства. Параллельно с этим выстраиваются и развиваются рядом другие виды деятельности, которые в какой-то мере дополняют, поддерживают и рекламируют друг друга. Вместе с нами в такое пространство выстраивается Sister’sbar, и это рождает очень домашнюю, очень демократичную среду и культуру. И нам хочется, чтобы эта среда прирастала людьми, способными общаться, делиться мыслями и влиять на образование.
Наверняка найдутся люди, которые в вашем просветительском проекте увидят всего лишь маркетинговый ход. Что вы им скажете?
Денис Корнеевский: С такими людьми лучше не спорить, они всегда все знают лучше других. Культуру и образование мы очень четко разграничиваем с коммерцией. Поэтому всегда твердо придерживаемся правила: вход свободный.