На декабрьском заседании Пермской городской думы депутаты во втором чтении утвердили прогнозный план приватизации муниципального имущества на 2014-2016 годы. Однако для большинства парламентариев неприятной неожиданностью стал тот факт, что городская администрация без ведома народных избранников уже провела приватизацию двух муниципальных объектов на общую сумму более 224 млн рублей. 4 декабря 2013 года департамент имущественных отношений совершил две сделки купли-продажи, по итогам которых автобусные парки на ул. Менжинского, 54 и ул. Автозаводской, 5 были приватизированы арендаторами: ООО «Управляющая транспортная компания «Дизель» и ООО «Закамский автобус» соответственно. Сумма сделки по первому объекту составила 83 млн рублей, по второму – 141 млн. Имущественные комплексы были проданы в рассрочку на три года. Основной ежемесячный платеж по автопарку на ул. Менжинского составляет 2,3 млн рублей, по объекту на ул. Автозаводской – 4 млн.
Депутатов возмутил тот факт, что объекты, находящиеся в муниципальной собственности, были отчуждены без включения в прогнозный план приватизации и согласования с городской думой. Как пояснил заместитель главы администрации Андрей Ярославцев, данные объекты были приватизированы по процедуре, предусмотренной 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества». «Объекты были проданы добросовестным арендодателям. Федеральный закон полностью регулирует эту процедуру, а прогнозный план приватизации, как инструмент дополнительного регулирования, законодательством не предусмотрен. Таким образом, в случае заявления субъекта малого и среднего предпринимательства на покупку арендуемого имущества и соответствия заявки всем условиям у администрации возникает обязанность продать объект», – пояснил Андрей Ярославцев.
Позицию мэрии поддержали представители городской прокуратуры, а также специалисты управления экспертизы и аналитики гордумы. Так, начальник аналитического управления Лев Гершанок отметил, что право приватизации объекта не обусловлено какими-либо решениями органов местного самоуправления. «Тем не менее по поручению депутатов мы начали проверку процедуры отчуждения двух автопарков на предмет соответствия заявок арендаторов условиям 159-ФЗ», – сообщил г-н Гершанок. Процедура проверки должна быть закончена до 4 марта 2014 года. В свою очередь в прокуратуре сообщили, что 159-ФЗ не связывает субъект предпринимательства необходимостью получения согласия собственника, который не в праве заявителю отказать. «Возникает интересная ситуация, при которой муниципалитет не может распоряжаться собственным имуществом», – резюмировал парламентарий Дмитрий Малютин.
Допуская, что с точки зрения законодательства купля-продажа автопарков корректна, депутаты все-таки посчитали сделку серьезной стратегической ошибкой администрации. «Сейчас, когда стоит вопрос восстановления муниципального пассажирского перевозчика, отчуждение двух автопарков вызывает серьезные вопросы. Вполне вероятно, что муниципалитету в будущем придется выкупать объекты обратно, что приведет к дополнительным расходам при организации муниципальных перевозок», – спрогнозировал депутат Александр Головнин. Александр Филиппов поддержал коллегу: «Речь идет о том, что в частные руки был передан фактически готовый бизнес. Нужно принять меры по аннулированию сделок». По словам Павла Ширева, мэрия «достаточно вольно» толкует ФЗ-159. Также депутат заявил о необходимости возвращения приватизированных имущественных комплексов через суд. «Должностные лица, «виновные» в отчуждении автопарков, должны понести наказание», – отметил г-н Ширев.
По словам главы города Игоря Сапко, аппарат думы на сегодняшний день готовит обращение в Высший конституционный суд РФ, который должен разъяснить положения 159-ФЗ. «После получения разъяснения мы поймем, как действовать дальше», – пояснил г-н Сапко. Как сообщили «bc» в департаменте имущественных отношений, в мэрии сейчас находится 59 заявок по реализации преимущественного права арендаторов на приобретение имущества. Все заявки находятся в работе.
Справка «bc»
Изменения в федеральный закон №159 «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства» вступили в силу с 1 июля 2013 года. В новой редакции нормативного акта сняты ограничения в части предельного размера арендуемых помещений, которые могут быть приватизированы. Установлен трехлетний минимальный период рассрочки, хотя ранее срок определялся законами субъектов РФ. Право выкупа арендуемого имущества СМСП продлевается до 1 июля 2015 года. Необходимые условия выкупа: аренда имущества по состоянию на 1 сентября 2012 года не менее 5 лет, а также отсутствие задолженностей по арендной плате. Срок заключения договора купли-продажи приватизируемого СМСП объекта недвижимости приостанавливается до вступления в силу соответствующего решения суда, в случае если оспариваются результаты оценки данного имущества.