В конце прошлого года на сайте министерства культуры Пермского края появился список мероприятий на 2014 год, в котором не оказалось фестивалей «Текстура», «СловоNova» и «Большая перемена», курируемых Эдуардом Бояковым.
При этом министр культуры Пермского края Игорь Гладнев не исключает, что сотрудничество с г-ном Бояковым все-таки возможно. «Мы считаем более правильным обозначить не бренды, а направления. В программе мероприятий на 2014 год обозначены направления – фестиваль театра для детей, фестиваль современной драматургии, поэтический фестиваль. Обязательств по отношению к тому или иному бренду либо к тому или иному названию мы не имеем. У нас есть обязательства по отношению к нашим жителям, к тем, кто является потребителем культурных продуктов, а не организаторов. Вот что надо понять. А далее все зависит от того, кто и с какими проектами будет участвовать в конкурсных процедурах, кто из организаторов того или иного фестиваля выиграет», – сообщил Игорь Гладнев.
Несмотря на сказанное, остальные пермские фестивали, такие как «Дягилевские сезоны», «Белые ночи в Перми», «Флаэртиана» и многие другие, указываются и финансируются как бренды, а не направления. Кроме того, появились и новые бренды, которые существуют именно благодаря известным организаторам: с 1 по 7 мая в Перми планируется провести большой цирковой фестиваль Мстислава Запашного.
Основатель Музея советского наива Надежда Агишева считает, министерство культуры занимается «тактикой освоения». «Фестивалей, к которым имеет отношение команда Эдуарда Боякова, как мероприятий нет в госпрограмме «Культура Пермского края на 2014-16 годы». Программа составлялась в рамках бюджетного планирования летом 2013 года. По какой причине фестивали не вошли в нее, остается только догадываться. Но в прошлом году уже были предпосылки к этому: «Большая перемена» не состоялась, вместо нее был какой-то спешный другой фестиваль. Налицо своеобразная логика «освоения» сферы культуры руководством отрасли. Думаю, что аудитория фестивалей должны получить аргументированный ответ от министерства культуры по этому поводу», – считает Надежда Агишева.
Сам Эдуард Бояков объясняет отмену своих фестивалей тем, что пермские власти не хотят конкуренции для местных организаторов театральных и кинофестивалей. «Очень жаль, что все так происходит. Перми необходима творческая конкуренция между фестивалями», – отметил он в разговоре с «bc».
После того как в СМИ прошла информация о том, что часть фестивалей не будет финансироваться, в социальных сетях появились предложения собрать деньги на фестивали краудфандингом или найти спонсоров, как в прошлом году сделали организаторы гражданского форума «Пилорама». «Можно ли рассчитывать на финансирование из внебюджетных источников? Бюджет фестиваля «Текстура» – более 15 млн рублей. Думаю, что собрать такие средства от спонсоров и доноров невозможно. Скорее, фестиваль поменяет прописку, или организаторы откажутся от его проведения совсем. Это, конечно, очень плохой прогноз. Если минкульту фестивали не нужны, то их и не будет», – полагает Надежда Агишева.
Стоит напомнить, что в прошлом году Эдуард Бояков покинул пост руководителя театра «Сцена-Молот» в Перми из-за расхождения мнений с руководителями Театра-Театра Борисом Мильграмом и Владимиром Гурфинкелем, а позже «Текстура» и «СловоNova» переехали на другие пермские площадки. «Кроме того, сам министр культуры Игорь Гладнев – тоже выходец из театра драмы и может лоббировать интересы проектов, с которыми когда-то работал», – прокомментировал на условиях анонимности источник «bc» в министерстве культуры Пермского края.