Основные тенденции рынка бизнес-образования в Перми сегодня связаны не с его темпами роста или падения, а с внедрением новых технологий обучения, большей специализации курсов и борьбе с недобросовестной конкуренцией.
Многие эксперты и участники данного рынка услуг возлагали надежды на его существенный рост после кризисных лет, однако последнего так и не произошло. «Приходится констатировать: ожидания того, что бизнес проснется после кризиса 2008 года и люди пойдут учиться, не оправдались. Да, рост есть, но все-таки оживление очень невелико и связано с расширением присутствия государства на этом поприще, которое активно занялось обучением государственных и муниципальных служащих», – отмечает декан факультета профессиональной переподготовки НИУ ВШЭ (Пермь) Вадим Грабарь. Именно государство, по его мнению, в условиях пробуксовки самих образовательных организаций является сегодня локомотивом отрасли, решая и собственные задачи по активизации предпринимательской инициативы граждан, и защищая различные социальные группы. «Тем самым государство насытило этот рынок неким спросом. В том числе, занимаясь реализацией нескольких социальных функций в разных сферах: работа с безработными; работа с женщинами, находящимися в декретном отпуске; а также обучение предпринимательству», – поясняет г-н Грабарь. На рынке бизнес-образования Прикамья обозначилась четкая граница между крупными игроками и всеми остальными участниками. «Большинство крупных игроков этого рынка (МАГУ, РИНА, ВШЭ, НИРБИС) поделили между собой имеющиеся в Перми ниши, и каждый занимается своим делом. Поэтому между крупными игроками особой войны нет. Хотя на это поле иногда забегают мелкие структуры с низким качеством услуг, но с доступной ценой», – отмечает г-н Грабарь. На необходимость государственных образовательных учреждений обращать внимание на требования рынка в области дополнительного образования указал проректор по учебной работе ПНИПУ Николай Шевелев. «Промышленные предприятий заинтересованы в большей специализации образовательных программ, чтобы они были как можно более уникальными. Самим же университетам удобнее работать с большим потоком людей и унифицированными программами обучения. Но мы понимаем, что в случае утраты способности быстро перестраиваться, создавать новые программы и направления обучения, то не сможем быть конкурентоспособны. Кроме того, университет в данном случае обязан учитывать существующий спрос и те требования, которые выставляет потребитель услуги. И сейчас мы имеем богатый опыт разработки специальных программ обучения специально для ведущих предприятий края, в том числе и для малых групп в рамках подготовки высокопрофессиональных технических кадров в наукоемких отраслях производства», - прокомментировал г-н Шевелев. По мнению представителей среднего сегмента данного рынка услуг, соперничество на этом уровне более серьезное. «Конкуренция большая как внутри региона, так и с участниками этого рынка на федеральном уровне», – сообщили сотрудники учебного центра «Успех». Наличие крупных федеральных игроков тоже можно считать одним из веяний последних лет. Причем к их услугам прибегают, как правило, крупные компании. «В основном мы проводим обучение специалистов, претендующих на руководящие должности. Средняя стоимость программ колеблется в районе 28 тыс. рублей за месячный курс», – прокомментировал Алексей Поляков, руководитель проектов отдела продаж ЦНТИ «Прогресс», являющегося одним из ведущих федеральных игроков рынка. По словам г-на Полякова, ЦНТИ «Прогресс» интересен пермский рынок бизнес-образования, и участниками образовательных программ компании являются как государственные, так и бизнес-структуры края. Например, за услугами к ним обращаются такие пермские компании, как «Камкабель», «Уралкалий», «Морион» и др., которые готовят для себя прежде всего руководящие кадры. Однако открывать местное представительство компания не планирует. Что касается самих образовательных продуктов, то здесь эксперты и участники рынка едины во мнении и отмечают две ключевые тенденции: большую специализацию курсов и виртуализацию технологий обучения. «Программы переподготовки кадров все больше распаковываются, охватывая разные области, появляются программы на стыке нескольких отраслей знания. Большая специализация курсов диктуется самой жизнью. Это будет происходить и в будущем, потому что образовательные программы формируются под клиента, а ему сегодня хочется все большего, и ускоренные курсы менеджмента уже мало кого могут заинтересовать», – рассуждает г-н Грабарь. На особую популярность краткосрочных практических курсов по формированию навыков работы в широко распространенных в нашей стране компьютерных программах указывают представители учебного центра «Успех». По их словам, такого рода курсы особенно необходимы при устройстве на новую работу или специализации и для профессионального роста. Однако довольно популярными продолжают оставаться и тренинговые продукты. «Сейчас мы вернулись к тому интересу, который был до кризиса. Тогда было много интересных тренеров, программ с любопытными названиями. Сейчас тоже стали появляться организации, которые привлекают на пермский рынок тренинговых специалистов из Москвы, Санкт-Петербурга, других городов. Это поле еще не вытоптано, но нужно понимать, что люди идут здесь «под вывеску», – отмечает г-н Грабарь. В качестве ключевой проблемы отрасли представители компании «Успех» отметили нехватку добровольного объединения организаций, занимающихся бизнес-образованием, в профессиональное сообщество в целях выработки стандартов деятельности в этой сфере и противодействия недобросовестным конкурентам. Стоит отметить, что при подготовке данного материала большинство бизнес-школ, присутствующих на рынке Перми отказались каким-либо образом комментировать ситуацию на рынке и намечающиеся в этом секторе тенденции развития.
Николай Шевелев, проректор по учебной работе ПНИПУ, профессор, доктор технических наук:
На сегодняшний день подготовка специалистов для промышленных предприятий Пермского края в рамках двухуровневой системы образования (бакалавриата и магистратуры) представляет определенные сложности, так как часов на узкопрофессиональную подготовку в рамках существующих образовательных стандартов просто не хватает, также не хватает их и во время прохождения практики.
А запрос со стороны предприятий на высококвалифицированных технических специалистов огромный. И в существующих условиях есть два варианта: первый – программы дополнительного образования. Но кто будет ими заниматься, когда проводить эти занятия придется при уже существующей учебной нагрузке, кто будет преподавать, как проверить качество такого обучения – все эти вопросы пока остаются без ответа. И второй вариант – привлечение предприятий непосредственно на площадку университета, когда через договорные отношения предприятие передает часть своих научных, производственных задач вместе с финансами и ресурсами образовательному учреждению. Последнее для решения этих задач будет привлекать собственных преподавателей и студентов. При чем осуществлять эту деятельность можно как в рамках самой учебной деятельности, так и независимо от нее. Студент в данном случае выигрывает от того, что у него появляется дополнительная мотивация участия в научной и научно-практической деятельности, ведь он сможет получать от этого дополнительный доход. Образовательное учреждение сможет готовить востребованных на рынке труда специалистов, а предприятия получат специалистов, готовых сразу включаться в производственную деятельность без необходимости дополнительной переподготовки после окончания университета.
Создание совместных научно-производственных площадок будет только увеличивать интерес абитуриентов и студентов к тем или иным специальностям, что позволит расширить базу для отбора лучших специалистов самими предприятиями еще на стадии их подготовки в стенах университета.
Часть организаций сегодня уже откликается на подобные предложения, успешное сотрудничество здесь у нас складывается с «Мотовилихинскими заводами», ПМППК, ОАО «Авидвигатель», «ЛУКОЙЛ», «Уралкалий», «Еврохим» и ряд других. Большую пользу в этом направлении может принести работа с базовыми кафедрами, чью деятельность вполне можно назвать «штучной» подготовкой специалистов.