На прошлой неделе источники «bc», близкие к радиостанции «Эхо Москвы в Перми», подтвердили, что новым собственником «Эха» стали бизнес-структуры, близкие к депутату Законодательного собрания Дмитрию Скриванову. Сам г-н Скриванов отказывается говорить о сделке с формулировкой «не комментирую свои действия в сфере бизнеса».
Дефицит интернета.
У большинства экспертов не вызывает сомнения, что приобретение нового медиаактива означает формирование холдинга. Теперь вкупе с газетами «В курсе Пермь» и «Пермская трибуна», приобретенными депутатом несколько месяцев назад, медиахолдинг начинает оформляться, говорит директор газеты «Местное время» и экс-руководитель телекомпании «Рифей-Пермь» Владимир Прохоров. «Логично, что первыми были приобретены газеты, как менее ресурсозатратное СМИ. Следующим шагом стала покупка радиостанции, на очереди ТВ», – замечает г-н Прохоров.
В прессе в течение последних нескольких месяцев активно обсуждаются возможные варианты продажи телеканала «Рифей», принадлежащего группе компаний «ЭКС». Источник, близкий к группе компаний, сообщил «bc», что сейчас речь о продаже не идет, однако такой возможности исключать нельзя: «Рифей» – прибыльная компания, с хорошими рейтингами. Со второй половины прошлого года группа провела обновление руководящего звена, несколько миллионов рублей инвестировано в техническое оборудование, в перестройку эфира. «Рифей» – объективно дорогая и качественная компания. Задачи в какой-то срок продать телекомпанию у группы нет. Будут серьезные и состоятельные покупатели – возможно, «ЭКС» выйдет из этого проекта. Нет – компания продолжит развиваться своими силами», – заключает собеседник.
«Рифей» реально может быть продан в том случае, если его стоимость составит сумму в пределах 75-85 миллионов рублей, – думает экс-директор телекомпании г-н Прохоров. – Сосчитать просто. При максимуме усилий и сокращении большинства расходов, в том числе на производство передач, телеканал может получить чистую прибыль порядка 15 миллионов рублей в год. Если рассчитывать, что инвестор надеется отбить затраты на покупку за 5 лет, то как раз и получается вышеназванная сумма», – рассуждает Владимир Прохоров. Собеседник также считает, что Дмитрию Скриванову можно рассматривать возможность создания кабельного телеканала: «Есть прецеденты, когда аудитория региональных кабельных каналов была выше эфирных», – уверяет г-н Прохоров.
Для расширения аудитории будущего медиахолдинга необходим еще интернет-ресурс, считают эксперты. PR-консультант и учредитель ИА «Текст» Борис Майоров прогнозирует, что могут возникнуть сложности при покупке интернет-ресурса, поскольку на пермском рынке особых предложений нет: «Если мы рассматриваем исключительно интернет-медиа, боюсь, что в Перми купить что-то приличное довольно сложно. 59.ру и prm.ru входят в большие группы – «Ругион» и «Хёрст Шкулев диджитал». Сложно предположить, что акционеры заинтересованы в распродаже отдельных региональных сайтов. «ТЕКСТ» и «Пропермь» контролируются частными предпринимателями и на продажу не выставляются», – замечает PR-специалист и добавляет, что проще создать интернет-ресурс с нуля.
С таким суждением соглашается генеральный директор ООО «Центр деловой информации» Светлана Мазанова: «Выгоднее не покупать новостной портал, а в данном случае раскрутить существующий сайт газеты «Трибуна». Это потребует минимальных вложений».
«Расходы интернет-СМИ легко подсчитать: это зарплата команды из 5-8 человек, примерно 300 тысяч в месяц с налогами, аренда-связь-хостинг и прочие расходы – 30-50 тысяч, периодические доработки сайта, спецпроекты, продвижение в соцсетях, закупка трафика – еще 50-100 тысяч. Получается средний месячный бюджет среднего проекта – тысяч 350-500», – резюмирует учредитель ИА «Текст».
Сколько тратят.
Эксперты оценивают существующие расходы Дмитрия Скриванова на уже приобретенные СМИ. Так, по мнению Владимира Прохорова, ежегодно газете «В курсе Пермь» требуется около 12-16 миллионов на производство своего продукта: «Я не видел цифр, но, думаю, что она не окупается. Кроме того, отмечу, что ее бюджетное финансирование стремится к нулю». В нынешнем состоянии выход на самоокупаемость – сложная задача и для газеты «Трибуна», считает Светлана Мазанова: «У «Трибуны» чересчур размыта аудитория, соответственно, рекламодатель неохотно идет в газету. Как только СМИ сможет предложить понятный продукт для четкой аудитории, можно говорить о том, что у «Трибуны» появятся шансы выйти на самоокупаемость».
«Дмитрий Скриванов декларирует, что газета может быть в первую очередь коммерческим продуктом, приносящим прибыль, – говорит Владимир Прохоров. – А это, на мой взгляд, может быть только при наличии многих СМИ в одном медиахолдинге. Как мы видим, г-н Скриванов уже пошел по этому пути. Но есть один камень преткновения – узкий рекламный рынок, при обилии независимых друг от друга СМИ. Простой пример – в Перми есть три телеканала, которые демпингуют, ломают рынок и в конечном итоге зависят от бюджетных вливаний, за которые тоже идет борьба. После оформления медиахолдинга Дмитрий Скриванов столкнется не только с конкуренцией на рынке, но и с «забиванием бамбуковыми палками» со стороны медиахолдинга Кирилла Маркевича», – замечает г-н Прохоров.
Директор «Местного времени» считает, что у СМИ из холдинга Маркевича рано или поздно наступит проблема контента: «Правду говорить легко и приятно, врать – противно. Пока у порядочных людей в медиахолдинге хватает мудрости не транслировать одни и те же мысли по всем СМИ. Но наступит время «Ч», например во время выборов губернатора, и «Коммерсант-Прикамье», и РБК, и «Радио Комсомольская правда» станут калькой «Времечка», – рассуждает Владимир Прохоров.
В этой связи хорошей альтернативой «прогубернаторскому» медиахолдингу, на взгляд собеседника, может составить новая медиаструктура Дмитрия Скриванова: «Все зависит от людей: если в новом холдинге Скриванова появятся хорошие творческие и талантливые журналисты и медийщики, создающие оригинальный контент и дающие новые смыслы – начнется рост аудитории, чтобы составить противовес тому, что делает Кирилл Маркевич», – резюмирует г-н Прохоров.