На заседании краевой избирательной комиссии на минувшей неделе самым важным в повестке значился вопрос принятия концепции по развитию правовой культуры и электоральной активности населения Пермского края.
«Эта концепция разработана как основной документ для деятельности комиссии в межвыборный период. Она учитывает современные направления работы системы избирательных комиссий», – сообщил Антон Маклаев, член избиркома, и перечислил эти направления: проведение конкурсов среди жителей, усиление совместной работы с общественными организациями, развитие системы подготовки и переобучения кадров ТИК и УИК.
Представители общественных организаций, находившиеся на заседании крайизбиркома, выступили с мягкой критикой проекта концепции. «В проекте концепции используется три формы: развитие, повышение и формирование. Нужно остановиться на одной. У меня возникают вопросы. Развитие чего – того типа политической культуры, которая уже сейчас существует? Что такое повышение политической культуры, я вообще не понимаю. А формирование такой культуры, как мне кажется, должно быть связано с гражданским обществом, об этом в документе речи нет», – высказал свою позицию экс-председатель Общественной палаты Пермского края, декан историко-политологического факультета ПГНИУ Игорь Кирьянов.
Недоработанность концепции признал и председатель избирательной комиссии Пермского края Игорь Вагин, который заявил, что сам по себе документ динамичный и может изменяться: «Может быть, это случится сразу после единого дня голосования в сентябре. В любом случае концепция будет модернизирована», – заключил председатель крайизбиркома.
В целом поддержал принимаемую концепцию координатор пермского представительства Ассоциации «ГОЛОС» Виталий Ковин, он предложил учесть в документе не только освещение выборного процесса, но и деятельности выборных органов власти.
«Согласен, это важно. Но мы действуем в рамках полномочий. Информированием о своей деятельности должны заниматься сами выборные органы власти», – ответил ему г-н Маклаев.
Эксперт центра «Грани» Константин Сулимов обратил внимание на то, что критичным для концепции является ее реализация: «В тексте документа, на данный момент, не очень четко обозначен контроль за исполнением всех положений. Риск состоит в том, что все недочеты работы останутся внутри избирательной комиссии. Хотелось бы, чтобы публиковались и отчеты по реализации концепции, и этапы ее обсуждения. Иначе комплексный план превратится в ведомственный документ», – заметил г-н Сулимов.
С выводами приглашенных экспертов частично согласился член крайизбиркома, заместитель главы администрации губернатора Сергей Неганов: «Проделана огромная работа. Может быть, в силу такого объема действий по сбору предложений концепция пострадала. Это превратилось в склад хороших идей. В концепции есть большие проблемы. Сейчас коллеги выступают сдержанно, но когда концепция обсуждалась на рабочей группе, выражались четче: «заскорузлые формы работы крайизбиркома нужно менять». Самое проблемное, что в концепции четко не определен объект. Если ее сейчас принять, люди в ТИК и УИК запутаются. Я считаю, что это самое тяжелое. Большой набор хороших пожеланий тяжело сочетается с результативностью. Как с этим разберутся комиссии, если мы сами не разобрались? Если этот документ выпустить, он принесет существенный негатив. Предлагаю взять паузу на доработку, на уточнение прагматической составляющей концепции», – заключил Сергей Неганов и посоветовал создать рабочую группу, при этом привлечь к участию в ней не только членов крайизбиркома, но и коллег-экспертов. Кроме того, уточнил г-н Неганов, г-да Ковин, Сулимов и Кирьянов в прошлом году разработали программу «Принципы идеологии цивилизованных выборов»: «С этим документом необходимо познакомиться крайизбиркому», – рассудил заместитель главы администрации губернатора.
Точку в обсуждении поставил председатель крайизбиркома: «Главное для нас в этой концепции – содержание, те направления работы, которые мы там прописали. Конечно, концепция создавалась с учетом предложений, озвученных на «круглом столе». Сделать из этого документа стройное руководство к действию, с учетом поступивших предложений, сложно. Поэтому здесь и нет четкой линии. Но, повторюсь, для нас очень важно было именно содержание. Честно говоря, я был против показателей, которые там указаны, в том числе и по явке. В документе, в первую очередь, важно, что закрепляются новые формы работы с избирателями. Говорили сейчас, что работа по разным целевым группам не выделена. Это не так. Мы для каждой целевой группы выделяем особые формы работы. Для избирателей среднего возраста и молодежи старше 20 лет подразумеваются совершенно другие формы развития правовой культуры, нежели те, что есть сейчас. Это не сбор в актовом зале домов культуры с рассказом о том, что происходит на выборах. В этой части ваша помощь в части доработки концепции очень понадобится, – обратился г-н Вагин к присутствовавшим экспертам. – Мы хоть завтра готовы начать снова обсуждать концепцию».
Это и явилось выводом всей дискуссии. Документ приняли за основу, до 4 июня концепция должна пройти новое обсуждение в рабочей группе, и вновь будет вынесена на рассмотрение крайизбиркома.
Целиться в молодежь
Отдельной критике подверглась идея повышения явки на 5%: «По сравнению с какими выборами – президентскими или муниципальными – увеличение явки?» – недоуменно спросил Константин Сулимов. «На муниципальных увеличить явку до 40%, например», – то ли серьезно, то ли в качестве шутки подсказал коллеге Виталий Ковин. «Естественно, нужно говорить про увеличение на реальном уровне, – ответил г-н Сулимов. – Я сторонник того, что само по себе повышение явки не имеет смысла. Смысл имеет повышение явки отдельных групп населения. Нужно не еще на 5% увеличить явку людей старше 60 лет, а спровоцировать рост того же показателя среди более молодых групп населения. В концепции указывается работа с молодежью, но прицела на молодежь нет», – заключил эксперт.