В администрации Перми прошла серия совещаний по постройке в Перми крематория. Власти намерены привлечь к этому проекту компанию-инвестора.
Проект крематория был утвержден еще в 2010 году. Уже тогда не исключалось, что в его реализации смогут принять участие частные инвесторы. В сентябре 2013 года в районе поселка Голый мыс начались строительные работы по подготовке территории. На сегодняшний день ведутся работы по устройству фундамента под будущий крематорий, ведутся прокладка сетей газоснабжения и строительство теплотрассы, смонтирована котельная. Осталось построить собственно крематорий и провести наружные сети.
Для завершения строительства необходимо привлечь дополнительно еще порядка 300 млн рублей. «В связи с тем, что бюджет города ограничен, было принято решение о привлечении инвестиционных средств, чтобы ускорить строительство крематория и запустить его», – сообщают в Управлении внешнего благоустройства администрации Перми. Срок выполнения этих работ намечен на 30 сентября этого года. После в планах покупка оборудования и возведение колумбария – «стены», в которой хранятся урны с прахом. Введен в эксплуатацию крематорий будет не раньше 2016 года.
Как говорят чиновники, потребность в нем становится все острее. Одно из самых больших захоронений в Европе – кладбище «Северное» больше не может расширяться. По словам главного инженера МУ «Пермблагоустройство» Матвея Чувашова, ресурсов Северного кладбища хватит только на 2-3 месяца. Территории под новые кладбища генпланом Перми не предусмотрены. Вопросом создания новых мест захоронений в Перми начали заниматься еще несколько лет назад, но до запуска крематория единственный вариант решения проблемы – использование и расширение более отдаленных погостов. Так в этом году планируется ввести в эксплуатацию новые площади для захоронений в районе Банной Горы.
Одна лишь необходимость в новых местах для захоронения не гарантирует, что инвестиции в строительство крематория выгодны для частного бизнеса. Предприниматели по-разному оценивают перспективы таких вложений.
Президент Союза малого и среднего бизнеса Южного округа Свердловской области и города Каменск-Уральского Татьяна Рябова считает, что инвестиции в строительство крематория чрезвычайно выгодны и окупаются за весьма короткий срок.
В 2011 году она изучила опыт Новосибирска и подготовила бизнес-план строительства крематория в городе Каменск-Уральском. Согласно ее подсчетам, стоимость проекта равнялась 52 млн рублей, и это с учетом привлечения кредита 23%. Половину сметы составляли расходы на печи чешского производства: по 13 млн рублей каждая. Крематорий, предположительно, окупился бы за полтора года. Однако проект не был реализован из-за проблем с получением земельного участка под строительство.
Пермский крематорий по масштабу гораздо больше проекта Татьяны Рябовой. Планируемая площадь захоронений на кладбище «Восточное» порядка 53 га. Площадь крематория рассчитана таким образом, чтобы производить порядка 1300 кремаций в сутки, со всеми сопутствующими обрядовыми услугами для близких и родных. На сегодняшний день проектом предусмотрено устройство колумбария на 15 тысяч ячеек, с возможностью последующего строительства дополнительного колумбария еще на 20 тысяч ячеек.
В результате пермский проект может оказаться слишком дорогим, чтобы его могли оплатить индивидуальные предприниматели. Потенциальные инвесторы пока не определены. «Сейчас ведется разработка документации, содержащей необходимые требования для того, чтобы определить потенциальных инвесторов», – объяснили в администрации.
«Вряд ли частные компании, занимающиеся ритуальными услугами, потянут бюджет в триста миллионов, хотя многие из них заинтересованы в строительстве крематория», – говорит Анатолий Михалев. На сегодняшний день его компания – сеть салонов ритуально-похоронного обслуживания «Статус» – сотрудничает со свердловским крематорием. Каждый день они организуют, как минимум, одну кремацию. Таким образом, существует устойчивый спрос на услугу, который, по мнению Анатолия Михалева, мог бы окупить около 15% частных инвестиций в строительство крематория – с условием, что стоимость проекта будет сравнима с возможностями частных инвесторов. Еще часть расходов покрыл бы спрос на кремацию тел из бесхозных могил и неопознанных трупов, которая оплачивалась бы из бюджета. Однако для получения прибыли необходимо тщательно продумать весь комплекс организации похорон и адаптировать его под традиционную культуру погребения, считает г-н Михалев.
Кремация усопших не укоренена в российской традиции погребения, и это тоже влияет на инвестиционную привлекательность. «Крематорий – проект очень специфичный не только с точки зрения строительства. Здесь нельзя не учитывать нравственную составляющую. Как к этому относятся различные конфессии? Этот вопрос повлияет на выбор многих людей, если у них есть альтернатива: крематорий или кладбище», – утверждает Леонид Крепак, генеральный директор группы строительных компаний «Мегаполис». По его мнению, строительством такого объекта должны заниматься специализированные компании.
Вячеслав Зуев, священник Пермской епархии:
Православная церковь вынуждена смиряться с тем, что кремация получает все большее распространение в России. Если несколько десятилетий назад кремация была недопустима для православного человека, то сегодня практическая потребность в местах для захоронения не позволяет сохранять строгость этого запрета. Священник отпевает тело человека, а не его прах. Решение о том, как тело будет захоронено в дальнейшем, – это ответственность родственников. В целом православие кремацию не поддерживает. Сжигание тела усопшего идет вразрез с нашими традициями. Этот обряд характерен для язычества.
Музей погребальной культуры
В России есть прецеденты, демонстрирующие, что при грамотном подходе к продаже услуг крематория и удачной маркетинговой стратегии, как бы непривычно это ни звучало применительно к организации похорон, кремация становится конкурентоспособной альтернативой погребению. Ярким примером здесь является новосибирский крематорий – крупнейший в нашей стране. Он не только предоставляет самый широкий спектр дополнительных услуг, вплоть до съемок похорон с одновременной трансляцией в интернете – для родственников, которые не могут присутствовать на кремации, но и ведет «просветительскую» деятельность, привлекая внимание общественности. Так, на территории новосибирского крематория организован парк памяти и единственный в России Музей мировой погребальной культуры. Новосибирские СМИ сообщают, что в этом году он пользовался наибольшей среди всех музеев города популярностью во время проведения «Ночи музеев» – его посетили около 5 тысяч человек. Соинвесторам строительства пермского крематория этот опыт может весьма пригодиться: чтобы окупить столь дорогостоящий проект, нужно еще и не такое придумать.