На минувшей неделе состоялись два заседания согласительной комиссии Законодательного собрания по внесению изменений в бюджет Пермского края на 2014-2016 годы. Комиссия призвана снять противоречия между исполнительной и законодательной властью региона относительно поправок в главный финансовый документ. При этом по отдельным вопросам разгорались настоящие дискуссии.
Значительный блок поправок касался финансирования спорта. Критически депутаты восприняли предложение правительства по сокращению 14 млн рублей в этом году на обеспечение качественным инвентарем детско-юношеских спортивных школ. «Эти средства планируется перераспределить на содержание крытого ледового катка в Краснокамске. А по данному направлению планируется привлечение средств федерального бюджета», – сообщила вице-премьер краевого правительства Надежда Кочурова.
Министр финансов Пермского края Ольга Антипина пояснила, что подобным образом ситуация складывается во многих отраслях. «Большинство предложенных поправок являются именно такими, идет приоритезация расходов. Каждая отрасль понимает, что у нее ограниченный объем ресурсов в условиях предельного дефицита, и в рамках каждого направления стремится выстроить приоритеты таким образом, чтобы выполнить показатели программы и решить собственные насущные задачи отраслей. И никто не ожидал, что Краснокамск откажется от содержания катка. Ведомство не пытается сократить средства на обеспечение спортинвентарем, а просто ищет другие источники для этого, чтобы за счет высвободившихся средств содержать каток», – подчеркнула Ольга Антипина.
Однако подобный подход правительства не понравился части депутатов. «Налицо непоследовательность политики правительства Пермского края, когда мы строим каток и считаем, что его содержание возьмет на себя Краснокамск, но при этом, очевидно, нет никаких соглашений с муниципалитетом. Кроме того, если мы говорим о поисках дополнительных источников и выстраивании приоритетов, то с этим все согласны. Но тогда нужно резать расходы не внутри отраслей, а начинать с так называемых инвестрасходов», – отметила депутат Лилия Ширяева.
В продолжение спортивной тематики ряд депутатов выступили с инициативой отмены предложения правительства о сокращении 16 млн рублей в этом году на обеспечение спортивными сертификатами жителей края. Сокращение связано с тем, что три муниципалитета (городской округ Кудымкар, Краснокамск, Чусовской район) отказались от участия в данном проекте, который реализуется на условиях софинансирования из краевого бюджета 50/50.
Лилия Ширяева поинтересовалась, почему такие крупные муниципалитеты вышли из проекта. Вице-премьер Надежда Кочурова сказала, что правительство поработает с этими территориями, но уже в рамках реализации данного проекта в 2015 году. В итоге контрпредложение депутатов не прошло.
Помимо этого, правительство предложило перераспределить 180 млн рублей с программы развития сельского хозяйства в Пермском крае и проекта приспособления здания речного вокзала на поддержку футбольного клуба «Амкар». Однако депутаты высказались категорически против снятия средств именно с сельского хозяйства (порядка 80 млн рублей), соответствующие средства Лилия Ширяева предложила перераспределить с проекта строительства зоопарка (100 млн рублей), реализация которого уже переносится на 2015 год. В итоге правительство согласилось с данным предложением.
За два дня обсуждений наибольшее внимание привлек вопрос субсидирования муниципальных бюджетов за счет бывшего регионального фонда софинансирования расходов (ФСР). Лилия Ширяева предложила восстановить средства ФСР этого года в полном объеме (1,1 млрд рублей, общая сумма субсидий в 2014-15 годах должна была составить более 2,1 млрд рублей). Однако представители правительства отметили, что ликвидация ФСР не означает урезания финансирования муниципалитетов. «Мы вернем эти деньги муниципалитетам за счет привлечения других финансовых источников, например федеральных средств. И в рамках каждого муниципалитета в разрезе отдельных проектов в ручном режиме будем все контролировать и замещать недостающие средства в течение 2014-15 годов», – отметила замминистра территориального развития Светлана Усачева.
Подобные обязательства со стороны правительства, как пояснила г-жа Усачева, зафиксированы в виде поручений губернатора. В ходе обсуждения стало понятно, что данные средства направлялись главным образом на увеличение мест в дошкольных образовательных учреждениях. «Муниципалитеты занимались строительством детских садов, но, как я понимаю, имеются объекты, строительство по которым завершено. Но по ним у муниципалитетов осталась кредиторская задолженность перед подрядчиками, и сейчас эти фирмы уже идут в суды за возмещением недополученных средств», – разъяснил ситуацию председатель Законодательного собрания Валерий Сухих.
Председатель правительства Пермского края Геннадий Тушнолобов пояснил, что кредиторская задолженность появилась только у тех муниципалитетов, которые взяли дополнительные обязательства после 15 ноября 2013 года. «Но сегодня трудности, связанные с ликвидацией ФСР, нам всем придется пережить. Однако я согласен, что нужно нормативно зафиксировать по каким направлениям и в каком объеме правительство должно возместить необходимые средства муниципалитетам», – подчеркнул г-н Тушнолобов.
«По закону мы ничего не должны муниципалитетам, и те из них, кто действовал с нарушением сроков, в наказание должны сами разбираться со своей «кредиторкой». Но сейчас в ЗС зашел закон о «единой субсидии», который так или иначе дублирует бывший ФСР. В этой связи я предлагаю внести поправку в новый закон об увеличении объема «единой субсидии» и направить эти дополнительные средства муниципалитетам», – предложила депутат Елена Зырянова.
В итоге представители двух ветвей власти договорились о сокращении данных расходов в первом чтении, с последующей детализацией правительством механизмов их возмещения муниципалитетам края.
В рамках второго заседания согласительной комиссии по таким ключевым вопросам, как приспособление здания речного вокзала под современные нужды, финансирования инновационного центра «Новый Звездный», а также по приватизации аэропорта «Большое Савнино», было принято решение перенести их рассмотрение на заседание после праздников. При этом по вопросу строительства нового терминала пермского аэропорта вице-премьер краевого правительства Алексей Чибисов пояснил, что процесс реализации инвестпроекта в целом зависит от конечного варианта проекта нового аэропорта, разработкой которого сегодня занимается само ОАО «Международный аэропорт «Пермь». «В настоящий момент идут процедуры, связанные с увеличением уставного капитала «Корпорации развития Пермского края» и, соответственно, передачи на ее баланс 75% акций международного аэропорта «Большое Савино». Эта процедура завершится к концу августа. Одновременно сейчас идет процесс проектирования нового терминала аэропорта. По окончании процесса проектирования должно быть принято решение о способе реализации инвестиционного проекта. Если пройдет вариант с постепенным выкупом акций, то будет предложен график их выкупа инвестором. Вариант с единовременной выплатой в счет бюджета будет возможен только после того, как станет известна окончательная стоимость инвестпроекта и завершения его проектирования», – пояснил г-н Чибисов.
Очередное заседание согласительной комиссии назначено на 16 июня.