Полюбившуюся пермякам уличную выставку «Красота леса глазами лучших фотографов» в сквере у Пермского театра оперы и балета решено продлить до конца июня. Теперь зрителям, которых не впечатлил фестивальный городок на эспланаде, будет куда податься.
Уличная фотовыставка – часть большого проекта «Красота леса», в рамках которого также проходят образовательная программа для школьников и благотворительная программа для воспитанников детских домов. Проект направлен на продвижение принципов ответственного лесопользования и FSC-сертификацию в России. Выставка объединила работы лучших фотографов живой природы и фотографов-анималистов, представляющих мир российских заповедников, однако наряду с эстетической составляющей проект интересен своей просветительской миссией. В стране растет число «лесных» активистов и организаций, встающих на защиту лесной экосистемы, особую роль в этом процессе играет крупный бизнес. Сейчас быть с приставкой «эко» – новый тренд.
Особенно актуальны такие проекты для Прикамья – лесного края. Даже название Перми, по одной из версий, произошло от коми-пермяцкого «лес». В переводе с коми-пермяцкого «перема» означает «дальняя земля», а «парма» – «возвышенная местность, поросшая елью», попросту – «лес».
Здесь сосредоточена треть всей лесосеки Приволжского федерального округа (30,7% или 12 миллионов гектаров), по площади это почти 60 000 таких стран, как Монако. При этом 10% от всех пермских лесов посажены человеком, остальные 90% являются естественными. Пермский край включает в себя 283 особо охраняемых территории регионального значения, 111 – местного и 2 природных заповедника федерального значения: Вишерский и Басеги.
Однако, согласно статистике, ежегодно от огня гибнет около 1,3 тысячи гектаров пермского леса, от вредителей и болезней – еще 1,4 тысячи. За последние два десятилетия площади лесовосстановления в Прикамье уменьшились в два раза. Безусловно, о природном богатстве края нужно заботиться. Сегодня жители мегаполисов немного знают о лесе, а ответственное отношение всегда напрямую зависит от информированности.
Показать удивительный мир лесной экосистемы, рассказать о нем – это и стало одной из главных задач инициаторов проекта «Красота леса»: одного из самых крупных закупщиков картона в стране – компании Tetra Pak®, первой в мире запустившая картонные упаковки для пищевых продуктов и напитков с маркировкой FSC, и пермской компании «САНФРУТ-Трейд» – производителя соков и нектаров «Красавчик», организовавшая производство соков в упаковке из FSC-сертифицированного картона первой на Урале. Идея бережного отношения к окружающей среде и забота о высоком качестве выпускаемого продукта объединили экологически ответственный бизнес для проведения в Перми проекта «Красота леса», задуманного для привлечения внимания к проблеме сохранения лесов и природного многообразия России.
Forest Stewardship Council® (Лесной попечительский совет, FSC) – это независимая международная некоммерческая организация, цель которой – продвижение и внедрение ответственного управления лесами во всем мире. Логотип FSC («дерево с галочкой») на продукции – символ ответственного отношения компаний к природе, их заботы о сохранении лесов для будущих поколений. В настоящее время в организации состоят более 800 международных членов, среди них такие известные как Гринпис, WWF, IKEA, Obi, Castorama, HewlettPackard, WaltDisney и другие.
Сертификат FSC™ выдается независимым аудитором на основании строгой ежегодной проверки на месте заготовки леса. Арендаторы леса, разделяющие принципы FSC, осознанно берут на себя целый комплекс дополнительных экологических и социальных обязательств. Стандарты FSC призваны содействовать сохранению природного разнообразия лесной среды, обеспечивать возможность лесовосстановления, создавать условия, при которых промышленная вырубка происходит с учетом прав и интересов местного населения и работников. Знак FSC гарантирует прозрачность источника происхождения древесины, законность ее переработки и продажи. Всего в мире сертифицировано более 168 млн га лесов и выдано свыше 24 тысяч сертификатов на цепочки поставок, позволяющих выводить FSC-сертифицированную лесобумажную продукцию на рынок.
Для покупателей на Западе уже привычным делом стало интересоваться, сертифицировано ли сырье, из которого сделан товар, заготовлена ли она методами, которые не ведут к деградации лесов и истощению лесных ресурсов. В России ситуация обстоит несколько иначе. Немногие знают, что каждое пятое изделие из дерева, которое производят в нашей стране, имеет сомнительное происхождение. В продажу поступает древесина из заказников и природных парков, девственных и реликтовых лесов. Размеры «легких» нашей страны достигают 800 000 000 га. Однако только 20% этих лесов, находящихся в аренде, сертифицировано по системе FSC. Будущее остальных во многом остается под вопросом.
Но и положительная динамика тоже есть. В прошлом году впервые Лесной попечительский совет России опубликовал отчет о своей деятельности По данным отчета, сертифицированные леса имеются уже в 21 регионе РФ, их площадь превысила 30 млн га. По этому показателю в мире Россия уступает лишь Канаде. В настоящее время на российском рынке имеется FSC сертифицированная продукция, относящаяся к следующим позициям: офисная бумага; типографская бумага; газетная бумага; бумажная упаковка и пакеты; изделия санитарно-гигиенического назначения; напольные покрытия (паркет, ламинат); двери, окна и лестницы; деревянные дома; материалы для строительства и отделки, а также потребительские деревянные изделия и канцелярские товары. Даже для использования в строительстве некоторых олимпийских объектов «Сочи-2014» поставляли сертифицированные лесоматериалы.
Всего держателей сертификатов в России уже больше двухсот пятидесяти. Правда, Пермский край пока не числится в списке самых активных регионов. Присоединиться к «пионерам» FSC-сертификации в Пермском крае возможно – вся информация о процедуре подачи заявки находится на сайте организации, при необходимости помогут консультанты. FSC-сертификация, с одной стороны, серьезно влияет на имидж компании, которая оказывается в одному ряду с мировыми брендами, разделяющими ценности экологически ответственного бизнеса. С другой стороны, значок FSC на продукции – комплимент потребителям, иллюстрирующий их сознательность при совершении покупки. Производитель такого товара заботится о качестве продукции и окружающей среде, а, значит, и о здоровье своих потребителей.
В материале используются данные сайта http://www.fsc.ru