На минувшей неделе открылся первый летний сезон пермского поэтического фестиваля. Он начался с чтения стихов в акватории Камы. Фестиваль был создан по инициативе издателя литературного журнала «Вещь» Бориса Эренбурга и его редактора Павла Чечеткина. Организаторы собрали на борту прогулочного теплохода «Москва-240» творцов и любителей поэзии, дав первым возможность прочесть, а вторым – услышать самые разные по стилю и качеству образцы поэзии под аккомпанемент чаек и вольного ветра.
Пермский фестиваль получил название «Компрос». Изначальную идею организаторов, предложивших дать поэтическому фестивалю имя «пермского Бродвея», поддержали участники голосования на радио «Эхо Москвы».
«Было рассмотрено более 30 вариантов заглавия фестиваля. Вторым по популярности стало название «Иная речь» – выражение, придуманное пермским поэтом Алексеем Решетовым, – рассказывает исполнительный директор Борис Эренбург. Победил «Компрос», и это не случайно. Компрос – это бренд, его знает каждый пермяк. Он пронизывает весь город и, как любой проспект, уходит в бесконечность. Компрос можно рассматривать, как дорогу к храму, воплощенному в Кафедральном соборе, и дорогу к искусству – художественной галерее».
Любая из этих интерпретаций легко рифмуется как с предназначением поэзии, так и с целями фестиваля: «популяризацией поэтического творчества, содействием его развитию в Прикамье и на Урале, открытием для широкой аудитории достижений современной поэзии в контексте взаимодействия с другими видами искусства».
На открытии фестиваля творчество поэтов Прикамья представляли Антон Бахарев, Ольга Роленгоф, Юрий Асланьян, Макс Воробей, Александра Черняева и другие авторы – как известные, так и начинающие. Среди уральских гостей были поэты из Екатеринбурга и Челябинска: Константин Комаров, Вадим Балабан, Александр Самойлов, Александр Вавилов и Кирилл Азерный.
Пассажиры пермского «философского парохода» не могли не вспомнить, что до недавнего времени во многом схожие с заявленными инициаторами «Компроса» задачи выполнял фестиваль «СловоNova». Спрятавшись от ветра в зоне отдыха на нижней палубе, вели разговоры, кружа возле темы о смене культурного курса. Мол, «Белые ночи» нынче неуклюжи – ослабел вихрь событий, и почему отсутствуют на борту Юрий Куроптев, Иван Козлов, Владислав Дрожащих и Юрий Беликов – непременные участники прежних поэтических фестивалей? Кому-то даже показалось, что поэты «что-то недоговаривают», обходят стороной некоторые темы – и неспроста, а потому что министерство культуры, профинансировав проект, попросило представить тексты выступлений для ознакомления.
Министерство действительно поддержало фестиваль и выделило на его реализацию 1,5 млн рублей, но слухи о подобных просьбах со стороны властей организаторы фестиваля не подтвердили. Комментируя сравнение нового пермского фестиваля со «СловоNova» программный директор «Компроса» Павел Чечеткин подчеркнул, что они основаны на разном понимании искусства:
«Есть два подхода к определению искусства. В первом случае искусство – это то, что признается таковым определенной группой экспертов. Вторая позиция заключается в том, что искусство должно быть таковым в силу некой самоочевидности. «СловоNova» склонялась к первой точке зрения. Мы придерживаемся второй. Сегодня мы позволяем высказаться всем, кто считает себя поэтом. Звучащие стихи совершенно различны по уровню. Мы не стесняемся того, что многие из них далеки от профессионализма. Наша задача – вывести на поверхность все, что есть в пермской поэзии хорошего и плохого, а потом выбрать лучшее».
Второе событие летнего сезона – краевой слет поэтов «Пилигрим» – был призван не только показать пермскую поэзию такой, какая она есть, но и улучшить ее качество посредством обмена опытом. В театре-студии «Пилигрим» Юрий Асланьян, Владимир Якушев, Юрий Беликов, Владислав Дрожащих, Ксения Гашева и другие пермские поэты провели мастер-классы для своих коллег по цеху из Березников, Лысьвы, Соликамска и других территорий края. Любой желающий мог прочесть свои стихи в формате «свободного микрофона» и получить экспертную оценку.
В целом летний сезон стал своеобразным «отборочным туром», и судить о качестве пермской поэзии на основе стихов, прозвучавших на площадках, где может выступить любой желающий, преждевременно. Целью этих открытых мероприятий был охват максимально широкого круга поэтов, а чем шире круг поиска, тем больше «пустой породы» необходимо переработать, чтобы найти «драгоценные минералы».
Результаты этих поисков будут представлены во втором сезоне пермского поэтического фестиваля. Именно тогда все те, кто выходил на митинг в поддержку пермской интеллигенции и выступал против «нашествия варягов», и те, кто сетует на заурядность «Белых ночей» образца 2014 года, и те, кто участвует и в том, и другом, смогут увидеть лучшие образцы пермской поэзии и сделать каждый свои выводы. Основная часть событий фестиваля – поэтические чтения, спектакли, творческие лаборатории, лекции, концерты, киноклубы, флеш-мобы и слэм поэтов запланированы на ноябрь.