Два года назад Усолье и посольство Словакии подписали договор о культурном сотрудничестве, и с тех пор в музее «Палаты Строгановых» регулярно выставляется словацкое искусство, представленное самыми разными жанрами.
Очередная открывшаяся на днях в музее выставка представляет творчество двух молодых словацких скульпторов. Оба они уже титулованные мастера, участники многих выставок и лауреаты многих премий.
Для Норберта Калечени основной темой стали торсы: мужские и женские, выполненные с профессиональным мастерством, отсылающим к первоисточнику, которым для скульптора служат античные статуи. Но каждый из них дополнен приметами современной цивилизации – реальными деталями машин и механизмов. Сделано это без лишнего творческого экстремизма и совершенно не призвано шокировать зрителя: напротив, мастер апеллирует не к эмоциям, а к интеллекту. Своеобразная «игра в антики» для скульптора повод подумать о реалиях современной цивилизации.
Но все-таки в первую очередь его скульптуры привлекают красотой человеческого тела, пусть и поданного в ракурсе современного искусства. Недаром автор удостаивался высших наград на конкурсе скульпторов по теме спорт и олимпионизм.
В отличие от Норберта Калечени второй участник выставки предпочитает игру в перевертыши, его скульптуры порой напоминают ребус, в разгадке которого важную роль играет точка, с которой зритель разглядывает скульптуру. Несколько загадочное имя, Ондрей 4, объясняется тем, что молодой скульптор – сын известного словацкого художника Ондрея Зимки, их имена и фамилия полностью совпадают.
Открывая в Усолье уже шестую по счету за последние два года выставку современного словацкого искусства, Анета Маренчикова, советник по культуре посольства Словакии в РФ, директор Словацкого института в Москве, отметила, что она рада представлять маленькую Словакию в такой большой России.
Концептуальной особенностью выставочной деятельности «Палат Строгановых» является одновременное размещение в зале нескольких разных выставок, дополняющих друг друга в визуальном и смысловом контексте. В этот раз скульптурные работы соседствуют с графическими листами классика российского искусства Зураба Церетели. В экспозиции представлены рисунки и графические портреты (в основном деятелей культуры), выполненные в технике шелкографии.
На открытии присутствовал и Андрей Альбеков – владелец коллекции графики, предоставивший ее для экспонирования. Он искренне восхитился грамотным расположением коллекций и европейской системой развески вкупе со специальным световым оборудованием. «Я бы не удивился, если бы здесь висели детские рисунки или картины местных жителей, – отметил он. – Очень неожиданно встретить внутри этого старинного здания современное искусство очень высокого уровня».
Удивляются не только москвичи, но также иностранные гости, которые привыкли, что почти в каждом музее в российской глубинке их ждет дежурный набор экспонатов: лапти и расписные прялки.
Выбранный формат позволяет музею «Палаты Строгановых» не только вести научную и музейную работу, но и действовать как культурный центр, аккумулирующий интересные события и проекты. Так, в день открытия выставок часом раньше там же прошла презентация новой книги «Усолье. Земля Строгановых на Каме». Это прекрасно изданный в московском издательстве фотоальбом, на презентацию которого в Усолье приехал автор – американский профессор-славист Уильям Брумфилд. Вот уже несколько десятилетий его жизнь делится между двумя странами: часть времени он читает лекции студентам университета в Новом Орлеане, а вторую часть – путешествует по Северу России, фотографируя храмы и старинные здания. В России у него вышло уже около десяти фотоальбомов.
Выставка словацких скульпторов и Зураба Церетели – это только начало большой летней программы. В залах музея уже монтируется выставка «Радикальная вышивка», прибывшая из Москвы, а в конце месяца откроется еще и выставка деревянной пластики московского художника Алексея Соболева.