Выход из «Лабиринта»
Минувшая неделя ознаменовалась приостановкой деятельности ряда туристических операторов. Наиболее серьезным для российского и пермского рынков стало банкротство одного из крупнейших игроков - компании «Лабиринт». По данным на пятницу, 8 августа, в пермский филиал ВСК обратились с заявлениями 638 человек. Об этом «bc» сообщили в пресс-службе компании. Точное количество пермяков, понесших ущерб от действий «Лабиринта», представители пермских турагентств назвать не могут. Тем не менее туристов из Прикамья пострадало достаточно большое количество - это и те, кто отдыхал в это время, и пермяки, только собирающиеся в отпуск, отмечает Анна Кудашова, директор офиса «Магазин горящих путевок» (ООО «Франстур»).
Среди них - 60 юных спортсменов из Федерации подводного плавания Пермского края. Они не могут выехать в Болгарию на ежегодные летние сборы, сообщило «Эхо Перми». Все дело в том, что они купили путевки у «Лабиринта». Некоторые родители взяли кредит, чтобы отправить маленьких спортсменов тренироваться. Среди детей есть новички 8 и 10 лет, есть мастера спорта международного класса, призеры и чемпионы мира и Европы.
Помощь на берегу
Пермские агентства, которые имеют действующие договоры с обанкротившимся туроператором «Лабиринт», сами оказывают помощь туристам, пострадавшим в результате приостановления работы оператора. «Как и многие агентства, мы сотрудничали с «Лабиринтом». Сейчас у нашего салона путешествий туристов на отдыхе от этой компании нет, но в воскресение 8 человек не улетели на остров Корфу. Все они купили билеты за свой счет и улетели в понедельник. Еще есть брони на сентябрь от этого туроператора, и мы будем искать для них другие варианты за свой счет», - рассказывает Мария Коурова, генеральный директор салона путешествий «Адриатика». Об аналогичной ситуации говорит и Мария Ушакова, директор туристического агентства «Акапулько». «У нас из-за оператора «Лабиринт» пострадали 7 туристов. В воскресенье не смогли вылететь с Крита несколько человек, они были вынуждены переселиться в другой отель за свой счет. Кроме того, у нас есть одна забронированная путевка от этого оператора, в этом случае мы будем сами искать туристу другой вариант», - отмечает Мария Ушакова.
Пермяки, которые должны были вылететь 3 августа с греческого острова Кос, вернулись в город 5 августа. По данным сайта туроператора, рейсы из Антальи (Турция) в Пермь 6 и 10 августа выполняются по расписанию. Туристы, которые должны были вылететь из Хургады (Египет) в Пермь 10 августа, вернулись двумя рейсами – 5 и 6 августа – в московский аэропорт «Домодедово». Далее, как пояснили в одном из турагенств, до Перми туристы добирались самостоятельно.
Отметим также, что на минувшей неделе приостановили свою деятельность туроператоры «ИнтАэр» и «НОРДИК СТАР», последний специализировался на круизных турах в Скандинавию и Прибалтику, с ним у ряда пермских турагентств был заключен договор.
По принципу «пирамиды»
Эксперты считают, что в туристической отрасли сегодня наблюдается «эффект домино»: друг за другом объявляют о банкротстве российские туроператоры. «Игроки туристического рынка тесно связаны между собой, поэтому крах одной крупной фирмы повлек за собой падение более мелких партнеров», - отмечает Анна Кудашова.
По оценкам Алексея Чернова, генерального директора инвестиционной группы «Свободный капитал», все обанкротившиеся компании работали в сегменте массового туризма. «Поэтому им важно предложить максимально низкую стоимость тура. При этом необходимы большие вложения средств: как можно раньше необходимо забронировать места в самолетах, организовать чартерные рейсы, выкупить блоки в гостиницах. Для того чтобы это сделать, туроператоры привлекают средства в банках, что ведет к высокой закредитованности», - считает Алексей Чернов. По его мнению, работа «массовых» операторов строится по принципу «пирамиды»: погашение кредитов происходит за счет новых клиентов. «Модель бизнеса низкорентабельная, работает хорошо и не дает сбоев только тогда, когда постоянно растет спрос», - объясняет Алексей Чернов.
По словам Анны Кудашовой, спрос на туры у пермяков в связи с последними событиями снизился, хотя еще неделю назад ситуация была обратной. «Но падение не критично. В условиях сложившейся ситуации многие жителя Прикамья просто переносят свои путешествия. Туристы стали более внимательны к выбору туроператора, и главным критерием становится не только цена, но и надежность туроператора», - комментирует Анна Кудашова. По ее данным, стоимость туров не изменилась.
СПРАВКА BC:
Гражданская ответственность ООО «ЛАБИРИНТ», ЗАО «ЛАБИРИНТ-Т» и ООО «Компания ЛАБИРИНТ» за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору реализации туристского продукта застрахована в СОАО «ВСК» на сумму 120 млн рублей и в ЗАО «Страховая компания «Восхождение» на 40 млн рублей. Отметим, что действие лицензии последней страховой компании приостановлено.
По данным Российской ассоциации туроператоров, в период с 4 по 7 августа страховой компанией «ВСК» получено 14 тыс. заявлений на сумму 538 млн рублей, что превышает объем финансовых гарантий оператора почти в 4,5 раза. «Процесс подачи заявлений продолжается, и в страховой компании не исключают, что общая сумма требований составит порядка 1,5-2 млрд рублей. Таким образом, туристы могут получить компенсацию примерно в размере 10% от стоимости туров», - сообщается на сайте ассоциации.