Каннибалы утилизации

Пермяки пытаются принять участие в программе утилизации автомобилей. Информации – минимум, в автосалонах принимают заявки, но пока не знают, что с этим сделать.

Участники пермского авторынка и владельцы машин с солидным пробегом проявили немалый интерес к программе утилизации автомобилей, как только стало известно о ее возобновлении. Несмотря на то, что официально программа стартовала 1 сентября, соответствующего постановления Минпромторга РФ до сих пор нет. Крупные автопроизводители тем временем запустили собственные программы, основываясь на озвученных министерством условиях.

Конец августа. Ажиотаж растет

В неведении относительно условий программы находятся все ее потенциальные участники, коих, судя по всему, немало. Желающие есть и среди автосалонов, и среди компаний, занимающихся утилизацией техники, и среди автовладельцев. О намерении участвовать в льготной программе покупки автомобилей заявил официальный дилер LADA в Пермском крае – компания «Брайт-парк». Менеджеры в дилерских центрах торопили желающих. «Нам говорили: срочно вставайте в очередь, привозите документы. Будет ажиотаж», – рассказала «bc» пермячка Любовь Ширинкина, обратившаяся в один из автосалонов, правда, конкретной информации об условиях дилер не давал.

С вопросами бизнесмены и автовладельцы обращались в минпромторг Пермского края, но региональные чиновники также были в неведении.

«Куда бежать простому человеку со своим автомобилем и какие документы необходимо предоставлять – неизвестно. Каковы условия программы, какие регионы в ней участвуют – есть ли там Пермский край или нет, непонятно. Мы знаем, что программа одобрена, но посмотреть текст документа, чтобы снять все вопросы, у нас нет возможности», – говорил Павел Коньшин, заместитель начальника управления промышленности минпромторга Пермского края.

«Каждый день в минпромторг поступают 5-6 звонков с вопросами о программе утилизации автомобилей, в том числе и от предприятий, которые занимались утилизацией автомобилей по прошлой программе. Звонили не только из Перми, но, например, из Чайковского, – рассказал г-н Коньшин.

5 сентября. Своими силами

В связи с отсутствием госпрограммы некоторые автоконцерны запустили собственные программы утилизации, по условиям схожие с тем, что было анонсировано ранее министром промышленности РФ Денисом Мантуровым. Программа не предусматривает ограничений по возрасту транспортного средства и сроку владения им. Максимальный размер компенсации владельцам легковых машин составляет 50 тысяч рублей, грузовиков – 350 тысяч рублей (подробнее о рекомендуемых условиях см. справку).

В Перми программу уже запустили дилеры «АвтоВАЗ». Ее реализация сейчас ведется за счет собственных средств. Дилерским центрам расходы компенсирует производитель, а ему, в свою очередь, обещают возместить потраченные средства посредством федеральных субсидий. Бюджетное финансирование программы составит 10 млрд рублей.

«Автопроизводители начинают реализацию программы за счет собственных ресурсов до момента компенсации им соответствующих затрат из бюджета через субсидии. Они будут предоставлены правительством по завершении бюджетных корректировок с учетом всех процедур и соблюдения регламента, то есть в конце года», – заявил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.

Несмотря на то, что эта схема для автопроизводителей связана с некоторыми рисками, они оправданы высоким интересом к программе – только за первую неделю ее действия были поданы 4470 заявок от физических и юридических лиц. По расчетам Минпромторга, сохранение такой динамики позволит увеличить производство автомобильной техники в текущем году более чем на 170 тысяч единиц.

Ольга Долженкова, руководитель отдела маркетинга официального дилера LADA в Пермском крае – «Брайт парк»:

– В августе автомобильный рынок России просел на 25,8% в сравнении с аналогичным периодом 2013 года (по данным АЕВ – «bc»). В этих условиях программа утилизации – это прекрасная возможность простимулировать спрос на автомобили. Особенно это касается бренда LADA. Большая часть тех, кто собирается утилизировать свои легковые автомобили, является потенциальной покупательской аудиторией нового автомобиля LADA.
Интерес к программе – выше в областных городах в сравнении со столицей ввиду специфики структуры столичного автопарка, который моложе и более насыщен иномарками.
Если говорить о возможном эффекте программы, то в планах производителя LADA – до конца года продать по программе утилизации 40000 автомобилей. При этом реальный прирост к продажам составит лишь 50%. Причина в так называемой «каннибализации», заключающейся в том, что половина клиентов, которые пройдут по программе, и без того купили бы новый автомобиль LADA.
Сравнивая с прошлым опытом утилизации, отмечу, что схема программы осталась прежней – клиент передает старый автомобиль утилизатору в обмен на сертификат и после покупает у нас автомобиль со скидкой. Изменения коснулись только размера компенсации и введения нового механизма trade-in.

Справка

Получить компенсацию за предоставление скидок покупателям смогут все производители автомобилей 2014 года выпуска, реализовавшие транспортные средства в период с 1 сентября по 31 декабря 2014 года.
Предоставляемая покупателю скидка не будет зависеть от стоимости старого автомобиля, от эксплуатации которого придется отказаться в пользу покупки нового автомобиля. В случае если покупатель захочет приобрести у дилера автомобиль по схеме «трейд-ин», сданному транспортному средству должно быть не менее шести лет.
Размер премии для владельцев варьируется в зависимости от типа автомобиля. Например, для легковых она составляет 50 тыс. рублей при снятии автомобиля с учета и сдаче его в утилизацию и 40 тыс. рублей – при продаже автомобиля по схеме «трейд-ин». Максимальную же скидку смогут получить покупатели грузовиков и автобусов: 350 и 300 тыс. рублей соответственно. До 350 тыс. рублей смогут сэкономить также владельцы внедорожников, легких коммерческих автомобилей, грузовиков полной массой от 2,91 до 8,2 тонны и более.