Веб насущный

Веб-индустрия – один из самых перспективных и быстроразвивающихся отраслей. Пять лет назад ежегодный оборот российского рынка веб-разработок и сопровождения сайтов составлял около 7,2 млрд рублей, к концу 2012 года – более 17,7 млрд (рост около 20% в год), а до 2016 года эксперты предсказывают рост до 30 млрд и более.

Пермский рынок естественно выглядит несколько скромнее: по оценкам игроков, объем веб-услуг можно оценить в 400-500 миллионов рублей. По данным 2GIS, в сфере «Разработка/поддержка продвижение веб-сайтов» в Перми работают 187 организаций, а по оценкам ведущих компаний, свои услуги предлагают примерно в полтора-два раза больше «студентов», «шабашников» и прочих, как правило, низкоквалифицированных «специалистов».

Инструментов для анализа рынка практически не существует: официальной статистики нет, а значительная часть услуг – в большей степени это относится к «шабашникам» и небольшим студиям – проходит по так называемым «серым», незаконным схемам.

Одним из возможных способов ранжирования веб-студий является рейтинг CMS Magazine, основанный на тематическом индексе цитирования (ТИЦ) созданных веб-студиями сайтов. ТИЦ определяет «авторитетность» сайтов, учитывая качественные и количественные характеристики ссылок на них с других сайтов.

На основе этого рейтинга «bc» выбрал топ-10 пермских веб-студий, представителям которых было предложено оценить местный рынок интернет-услуг и охарактеризовать основные тенденции и пути развития.

Сайты и деньги.

«Точный объем рынка вычислить невозможно, – говорит Алексей Гаранин, директор студии Datakit. – Официально в Перми работают около 150-200 компаний, еще столько же или даже больше «шабашников». Годовые обороты «шабашников» – от 100 до 500 тысяч, небольших студий – около 1-1,5 млн рублей; у крупных, естественно, больше. Наш оборот, например, около 10 млн рублей. Так и получается общий объем примерно 400-500 млн».

Обороты крупных (по количеству работников и проектов) студий разнятся от 5,5 млн рублей до 20 млн рублей (в основном студии не пожелали раскрывать точную информацию), но практически все «топы» могут похвастаться месячным оборотом до 1 млн рублей.

Цена «обычного сайта» в веб-студиях начинается с 30 тысяч рублей (втрое меньше – у «шабашников»), тогда как крупные проекты, требующие работы профессионалов, стоят от 80 тысяч в средней ценовой категории или от 100 тысяч у «топовых» студий. Отдельные сложные проекты стоят более 300 тысяч рублей. По уверениям пермских разработчиков, для Москвы эти цены смешны – там стоимость любого сайта примерно в три раза выше, но это объясняется более высокой зарплатой, арендной платой и т.д.

Проценты и доли.

«На собственно веб-разработку приходится около 35% доходов, – комментирует Владимир Кошин, руководитель веб-студии «Жанр». – Intranet-разработки – еще 20%. На поддержку существующих и обновление устаревших сайтов – около 30%. Остальное – реклама (ситуативно до 20%), брендинг и т.д..

Разработка сайтов и приложений до сих пор является основным источником доходов пермских веб-студий. Например, компания «Стартмедиа», специализирующаяся на интернет-магазинах, 60% доходов получает от разработки сайтов, и 40% – от технической поддержки и развития».

«От приоритета разработки пока никуда не деться. На нее все еще приходится около 70% оборотов, – говорит Алексей Кулигин, директор студии Reactive Media. – А на поддержку – только около 10%, но хотелось бы довести это значение примерно до 50%».
Впрочем, у специализирующихся на продвижении студий картина зеркальная. Так, например, веб-разработка приносит компании «Датакит» только около 20% доходов, тогда как на интернет-маркетинг и поддержку сайтов приходится более 60%.

«Старики» и «студенты»

Каждый год на пермском рынке появляются около 20-30 новых веб-студий – как правило, это небольшие компании со штатом 2-3 человека – бывших или нынешних студентов. Большая же часть студий «средней» категории организуются бывшими сотрудниками из уже существующих на рынке студий.

«Выживаемость на нашем рынке небольшая – менее 20%. Не все «бывшие сотрудники» могут руководить и развивать свой бизнес, – комментирует Алексей Гаранин, Datakit. – Все меньше компаний способны работать с большими объемами данных в маркетинге и делать технически «сложные» проекты. А для типовых сайтов или шаблонных страниц сгодятся и «студенты».

«Лет десять назад, на заре становления пермского интернет-рынка, существовало всего около 20 компаний, – говорит Алексей Соловьев, директор по развитию студии Gamburger. – Сегодняшние «топы» – как раз из тех, кто начал работать 5-10 лет назад. Большая часть появляющихся сегодня компаний закрывается, не проработав и года».

«Новым игрокам зайти на рынок очень сложно, поэтому непосредственно в Перми работают только пермские веб-студии, – комментирует Алексей Хусид, Vitamin Group. – Конечно, некоторые компании отправляют заказы в другие регионы – например, в Екатеринбург или Москву. А из Москвы часто приходят заказы к нам. Но сам по себе пермский рынок, скорее, не развит. Надо «прокачивать компетенции» и заказчикам, и подрядчикам. Мы бы хотели больше работать с пермскими компаниями, но по итогам 2013 года 35% наших клиентов были из Москвы и около 8% – из других регионов».

10 ТЕНДЕНЦИЙ ПЕРМСКОГО ВЕБА.

Обжигаются на «студентах».

В поисках экономии многие обращаются к небольшим веб-студиям или «шабашникам», которые могут оказаться недобросовестными или попросту неспособными выполнять поставленные перед ними задачи.

«Бизнес уже накопил негативный опыт общения с разработчиками, – комментируют в студии «Жанр». – И если раньше основной вопрос сомневающегося заказчика был – а вы точно сможете сделать сайт? – то сейчас формат общения изменился: а чем вы лучше тех козлов, которые делали нам это уже три раза? «Шабашники» часто делают плохо или не делают вообще, а за надежность крупных студий приходится платить гораздо больше».

«Скупой платит трижды, – делится опытом пермский веб-разработчик Дмитрий Хандриков. – Деньгами, нервами и временем. Подходы разных студий и фрилансеров различаются, но все еще значительной частью работы у многих остается доделка или переделка уже «готовых» некачественных сайтов».

Не кто родил, а кто воспитал.

Сайты постепенно перестают быть готовым продуктом – сопровождение и продвижение постепенно вытесняют разработку. Не так важно, кто разработал сайт, – деньги получат те, кто будет работать с ним после.

«Теперь у сайта нет конечной цены, – анализирует Владимир Кошин, «Жанр». – Сейчас сайт стал сервисом, и заказчик оценивает не конечную стоимость сайта, а стоимость его поддержки, сопровождения, продвижения и других расходов».

«Скоро сайты будут похожи на принтеры, – комментирует Алексей Соловьев, Gamburger. – В том смысле, что сами принтеры стоят дешево, но основную прибыль их производителям приносит продажа расходных материалов – например картриджей. А «расходники» в вебе – это как раз сопровождение».

Многие студии, изначально ориентированные на разработку сайтов, убедились в прибыльности сопутствующих услуг. Например, на определенном этапе в студии Praweb обнаружили, что пассивный доход от абонентской платы за готовые сайты превысил доходы от разработки, и бросили основные силы на сопровождение и продвижение.

«Сайт на основе шаблона можно создать очень быстро, – говорит Алексей Кулигин, Reactive Media. – Мне, например, удавалось за 10 минут. Другое дело, что сайт без поддержки – ничто. А ее стоимость зависит от множества факторов и колеблется от тысячи рублей за квартал до более чем тысячи долларов в месяц.

Бизнес-решение.

Сайты перестают быть «визитной карточкой», становясь бизнес-решением, включаются в деловой процесс и упрощают работу с клиентами.

«Выжить смогут те студии, которые будут способны делать проекты, становящиеся частью бизнеса, – говорит Владимир Кошин, «Жанр». – Только тогда это будет интернет-проект, а не раскрашенная рекламная листовка».

Представители студий считают, что сайт должен быть не просто «витриной», а основным каналом продаж, инструментом борьбы за клиентов. Например, студия Vitamin Group делает упор на создание систем онлайн-работы с клиентами, разработку личных кабинетов, аналитику и e-mail маркетинг и другое.

«Прошли времена, когда заказчики просили разместить на главной странице свою фотографию, – комментирует Алексей Кулигин. – Фотография не продаст, скажем, мотопилы, а качественный сайт – продаст».

Клиенты от «А» до «Г».

Существует несколько типов клиентов, которые определяют модель работы с ними, а также планируемый результат и материальные (со стороны заказчика) и моральные (со стороны разработчика) издержки.

«А» – крупные и очень крупные компании, сайты которым, как правило, делают московские студии. Проекты из-за величины компаний бюрократизированы, но потенциальный доход от них много выше, чем от менее крупных предприятий, и «вес» таких проектов в портфолио очень велик.

«Б» – средний бизнес (в основном ритейл) с достаточным для реализации проектов бюджетом. Однако, как отмечают разработчики, многие из директоров таких предприятий отличаются «правильным представлением о том, что нужно делать», являя собой кошмар любого разработчика.

«В» – малый и микробизнес, ориентирующийся прежде всего на экономию денег, не способный четко выразить свои требования к сайту. Впрочем, именно это направление развивается семимильными шагами, а заказчики становятся все более осмысленными.

«Г» – бюджетники (эту букву намеренно присвоил данной категории один из руководителей веб-студии): самые трудные клиенты, у которых, как правило, немного денег и много пожеланий, что превращается в головную боль для менеджеров проектов.

«Сайт ради сайта делают только бюджетные организации, – вспоминает опыт Роман Проничев, директор студии Praweb. – И то лишь потому, что обязаны его иметь. Почти все остальные клиенты уже понимают, что конкретно им нужно от сайта – благо, действительно хороших сайтов сейчас довольно много, и люди видят, к чему нужно стремиться».

«Белое» против «серого».

Несмотря на большое количество крупных студий, около 80% рынка занимают «шабашники», «студенты» и небольшие работающие неофициально студии.
«Так называемые «любители» (ощущений) умеют привлекать людей, – рассказывает Владимир Кошин. – Но только профессионалы умеют доводить проект до конца. В этом их ключевое отличие. Есть около десятка приличных студий, а дальше – «творческий беспорядок», если не сказать беспредел».

«Среди пермских компаний в сфере разработки веб-сайтов наконец- то начинает вырисовываться точное позиционирование своих услуг для клиентов, – поясняет Кирилл Вихарев, руководитель проектов студии Startmedia. – У крупных студий есть специализация, а фрилансеры относительно неплохо справляются с простыми проектами. Для заказчиков такая ситуация очень удобна, так как можно легко найти исполнителя для своих задач».

«На одном создании шаблонных сайтов не проживешь, – комментирует Дмитрий Хандриков. – «Шабашники» создают сайты-визитки, не требующие особых умений, а компании ориентированы на обслуживание».

«Рынок веб-разработки плох тем, что у него очень низкий порог входа, – говорит Роман Проничев, Praweb. – Но «гиганты» даже рады, что есть «шабашники». Благодаря им у первых есть специалисты, способные взяться за сложные проекты, и возможности переделать загубленное «шабашниками».

Кум и портфолио.

Объективных способов ранжирования веб-студий (например рейтинга) нет, и единственными способами выбрать остаются рекомендации знакомых и портфолио.

«Тот же рейтинг CMS Magazine объективен только частично, – объясняет Алексей Соловьев, Gamburger. – Многие выбирают студию по совету знакомых, но не все студии способны держать высокую планку долгое время. Единственной гарантией качества может быть возраст студии и ее портфолио. Иного способа что-то понять попросту нет».

«Нельзя позволять себе «не заморачиваться» из-за сайта за 20 тысяч, – говорит Роман Проничев, Praweb. – Проект может быть без прибыли, но это будет опыт, известность и бонус в портфолио».

Утром – деньги.

Рынок веб-услуг, как и любая другая интеллектуальная отрасль, далек от стереотипных представлений о «деньгах из воздуха». Далеко не все деньги, которые студии получают за разработку или сопровождение, идут «в карман» владельцу.

«Пожалуй, около 90% денег уходит на зарплату, налоги, аренду помещения, необходимую инфраструктуру и т.д., – поясняет Алексей Кулигин, Reactive Media. – Для ведения одного проекта нужен менеджер, дизайнер, верстальщик и программист. Поделите стоимость сайта на количество задействованных разработчиков – и получите что-то около средней зарплаты работника. Чистая прибыль в таком случае вряд ли окажется больше 10%».

Кроме того, рынок меняется в зависимости от времени года. В январе и июле возникают «мертвые зоны», когда принимающие решения заказчики «либо не в состоянии принимать решения, либо отдыхают от них» – в такие периоды студии рассчитывают на «текущую работу» и сопровождение, а не на разработку.

Штат и фриланс.

Не каждая студия может (и не каждой необходимо) содержать полный штат специалистов, и многие задачи уходят на аутсорсинг проверенным фрилансерам (или другим студиям).

«На постоянной основе у нас работают 10 человек, – комментируют в Startmedia. – И 6-8 человек удаленно».

«Некоторые вещи выгоднее отдавать на аутсорсинг, – говорит Алексей Кулигин, Reactive Media. – Например, специалиста по 3D-моделированию держать в штате очень дорого. Иногда до 70% денег проекта уходит на аутсорсинг – но так выгоднее для всех».

«В нашей студии в штате работают 7 человек, – объясняет Алексей Гаранин, Datakit. – Но к разным проектам мы привлекаем до 20 фрилансеров. Зачастую студии приходится выступать не разработчиком, а менеджером».

«В 2005 году мы создали Vitamin втроем, студия занималась дизайном и видео, а сегодня в команде 30 человек и наша специализация – корпоративные порталы и мобильные программы лояльности, – комментируют в Vitamin Group. – С фрилансерами не работаем принципиально».

«На самом деле большей части того, что сейчас делают в веб-студиях, в университетах не учат, – говорит Роман Проничев, Praweb. – Не учат seo-продвижению, не учат созданию мобильных приложений. Поэтому зачастую фрилансер, научившийся тому, что нужно, предпочтительнее человека с высшим образованием, не умеющего это делать».

Студия студии – товарищ и друг.

Руководители сегодняшних «топовых» студий – бывшие сокурсники или коллеги, и относятся они друг к другу как к своим партнерам, а не как к конкурентам. Так или иначе, у каждой компании есть своя ниша и база клиентов, и внутри этих ниш конкуренции практически нет.

«Конкуренция в Перми малозаметна, – комментируют в Datakit. – Все еще более половины ротаций клиентов среди агентств совершается из-за переходов маркетологов – они работают привычными или более выгодными для себя веб-студиями».

«Все крупные игроки в Перми – коллеги, – рассказывает Алексей Кулигин, Reactive media. – Мы делаем одно дело, иногда даже делимся клиентами. А небольшие компании и «студенты» просто не держатся на рынке так долго, чтобы формировать устойчивую конкуренцию».

(Не)стабильный рынок

На «вершине» пермской веб-разработки движения почти нет, и «старые» опытные компании не теряют и не меняют своих позиций. Небольшие студии и фрилансеры появляются и исчезают так часто, что крупные игроки не принимают их всерьез.

«Положение крупных и мелких студий почти не изменить, – комментирует Дмитрий Хандриков. – Но требования и бюджеты клиентов растут, как растет и понимание того, что именно они хотят от сайта».

«На «нижних» уровнях рынка – просто безумная конкуренция, – рассказывет Роман Проничев, Praweb. – Немногие проживают хотя бы год. Студия должна найти позицию – имиджевую и финансовую, на которой сможет устоять, или она исчезнет».

Что дальше?

Пермские разработчики сходятся во мнении, что рынок еще только начинает набирать обороты, и впереди его ждет еще более бурный рост – 25-30% в год и более. Крупные компании будут переориентироваться на сопровождение и продвижение, а клиенты – перераспределять свои рекламные бюджеты на digital-решения. Рынок идет в сторону качества информации, и настает понимание того, что веб-ресурс должен быть инструментом бизнеса, а не бесполезной красивой открыткой. Руководители студий сходятся в одном: в Перми есть хорошие специалисты, и при верном подходе к обучению и работе пермскому рынку веб-услуг предстоят новые истории успеха.

Роман Проничев, директор веб-студии Praweb:

- Любой сайт по определению создается для популярности, а популярным сайт может стать только благодаря продвижению. Особенно это необходимо крупным компаниям, работающим на всей территории России. При выборе SEO-компании нужно понимать возможность изменения поисковых алгоритмов Яндекса или Google. Грамотный специалист – это не тот, который знает, как работу продвигать, а тот, кто способен уловить изменения алгоритмов и подстроиться под любые изменения. Кроме того, важен опыт работы в конкретной отрасли – сколь бы успешным ни был продвиженец, за пределами своей сферы деятельности его успех не значит почти ничего.

- Алексей Соловьев, директор по развитию веб-студии Gamburger:

При работе с веб-студиями важно обращать внимание даже на мелкие детали. То, как выглядит сайт («сапожник без сапог» в этом случае просто невозможен), как выстраиваются взаимоотношения с клиентами и даже как студия рекламируется – ведь активная реклама значит в первую очередь то, что у компании есть деньги на такую рекламу и дела идут в гору. Мы, например, пошли дальше – каждому клиенту, заказавшему у нас в сентябре vip-сайт или продвижение на полгода, мы дарим iPad Mini. Просматривать только что созданный сайт приятнее всего с новенького гаджета.