Осень в Театре-Театре можно назвать сбором урожая: свои спектакли представляют участники прошедшей в начале лета Лаборатории молодой режиссуры. На это ежегодное мероприятие приезжают (после предварительного отбора) молодые режиссеры из разных стран и, работая с профессиональными актерами, в течение недели создают эскиз спектакля. Режиссеры, представившие самые интересные работы, получают право и средства для постановки большого спектакля. На этот раз на сценическом поле Театра-Театра уродилось нечто экзотическое. Молодой швейцарский режиссер Жулиен Баслер представил спектакль «TARANTINO шейк» по фильму Квентина Тарантино «Криминальное чтиво».
Режиссеру смелости не занимать, потому что в фильмографии самого Тарантино этот лента занимает особое место. В одном из интервью, отвечая на вопрос – почему после «Криминального чтива» вы больше не сняли ничего столь же выдающегося? – Тарантино ответил: «А кто снял?».
Понимая сложность задачи, Жулиен Баслер не стал ставить пародию или – упаси Бог! – переносить сценарий на театральную сцену, режиссер просто решил поиграть в Тарантино. Игра получилась.
Строгого сюжета в спектакле нет, молодые артисты весело разыгрывают несколько скетчей и диалогов – по самым ярким эпизодам фильма. Никто не стремится быть похожим на Джона Траволту или Уму Турман, никто не копирует их пластику, напротив, все одеты, как ребята с нашего двора, и играют свою историю.
Вообще если отвлечься от ореола культового фильма и знаменитого режиссера, то спектакль полностью попадает в жанр «новая драма», для которого и создвался в свое время театр «Сцена-Молот». Отсутствие декораций, маргинальные герои, сниженная лексика и криминальные коллизии – все, чем отличается «новая драма», присутствует в «TARANTINO шейк».
Самая большая сложность была с лексикой. Фильм вышел на экраны 20 лет назад, когда не было понятия политкорректности и не существовало закона, запрещающего нецензурные слова. Понятно, что ничего наподобие «свалки дохлых ниггеров» со сцены прозвучать не могло. В итоге зал хохочет от неожиданности, когда жителя Юго-Восточной Азии называют словом «чучмек», и легко прочитывает, что скрывается за медицинским термином «анус».
Известно, что в творениях Тарантино содержится множество отсылок к другим фильмам, собственным и других режиссеров. И Жулиен Баслер играет со зрителями в такую же игру. Получается забавно. Жена главаря мафии Мия Уоллес рассказывает, что была актрисой и сыграла в фильме про отряд «боевых лисиц» в котором была француженка, японка, негритянка и… в общем понятно, что следы ведут в «Убить Билла». А дальше еще интереснее: подруга боксера Бутча Фабиан вплетает в свою речь фразы из чеховских пьес. Ну какой же европейский режиссер не мечтает поставить Чехова? И вот уже герой по имени Антон Чехов стоит на сцене рядом с Мадонной и Тарантино, Игра-угадайка отлично забавляет более образованных зрителей.
Одним из неоспоримых преимуществ своего спектакля Жулиен Баслер назвал его продолжительность – всего 1 час. Но у этого есть и обратная сторона, «TARANTINO шейк» просто не успевает «дозреть» до полноценного спектакля, хотя предпосылки для этого есть. Сам режиссер свою работу оценивает так: «Мой спектакль смешной и короткий, это то, что всем нам сегодня нужно».