Музей советского наива в эту неделю раздвоился и в прямом, и в переносном смысле. Две выставки открылись одновременно на двух площадках. При этом наивное искусство выставлено в зале нового торгового центра «Галерея», а советское – разместилось на основных площадях музея.
Выставка «Непокорное искусство» представила картины и работы из собраний Надежды и Андрея Агишевых, Музея наивного искусства и московского коллекционера Владимира Мороза.
Углубившись в тему, создатели Музея наивного искусства обнаружили недостаток терминологической базы для маркировки работ художников, в творчестве которых важен не художественный навык, а творческий порыв. Термин «наивное искусство» при ближайшем рассмотрении оказался очень общим и пространным.
«В длинный ряд обозначений, связанных с миром наивного искусства, мы добавляем еще одно, далекое от претензий на научную терминологию – «непокорное искусство». «Непокорность» в данном контексте – не сознательный жест и не выверенная позиция. Это искренний и естественный способ взаимодействия художников с окружающей действительностью», – считает Надежда Агишева, учредитель Музея советского наива.
Исходя из этого посыла были подобраны и художники, представленные на выставке, среди них: Павел Леонов, Василий Григорьев, Екатерина Медведева, Рудольф Тюрин, Мансур Закиров, Валентина Пономарева, Валерий Исаянц и Анна Аборкина.
Специалисты Музея советского наива занимаются не только выставочной деятельностью, но и ведут исследовательскую работу, отыскивая народные таланты и пополняя коллекцию. Одно из новых, еще неизвестных пермской публике имен, представленных на выставке «Непокорное искусство», – это Анна Оборкина, пермячка, профессиональный филолог и переводчик. Свои картины она пишет акрилом на картоне, занимается этим давно, но выставляться начала лишь в 2010 году.
Среди любимых сюжетов наивных художников не последнее место занимают изображения исторических персонажей и государственных деятелей. Есть такая серия и у Анны Оборкиной. На выставке в «Галерее» представлены портреты семьи царя Николая II, а также работа под названием «Портрет старца Григория Распутина и одного из его убийц князя Феликса Феликсовича Юсупова». При этом художница намеренно отказывается от подражания широко известным изображениям своих персонажей, но тем не менее они легко узнаваемы.
Из неживописных работ привлекают внимание вязаные панно Валентины Пономаревой. Всю жизнь она работала воспитателем в детском саду, а творчеству полностью отдалась, выйдя не пенсию. Каждое панно состоит из множества плоских, связанных вручную деталей, плотно закрывающих полотно. На одну работу уходит до года работы, но результат впечатляет. Непостижимым образом, собирая цвета, формы и ритмы, пенсионерка создает удивительно современные произведения.
Вторая выставка, работающая сейчас в помещении Музея советского наива, продолжает тему «советского», работая с памятью, коллективной и индивидуальной.
Выставка «Жизнь других» впервые была показана весной прошлого года в Екатеринбурге, в Уральском филиале Государственного центра современного искусства. На выставке представлены фотографии 70-80-х годов прошлого века, фотоинсталляции, кинохроники и газетные выставки. Кураторы Владимир Селезнев и Илья Шепиловских поставили цель рассказать о жизни в Советском Союзе, какой она была и какой оказалась запечатлена в фотографиях. При этом, как говорили кураторы, в первую очередь они хотели представить так называемые «слабые изображения», то есть созданные без оглядки на возможное публичное представление или экспонирование. Другими словами, фотографии эти создавались для себя, для домашних альбомов, и фиксировалась на них повседневная жизнь, отдых, досуг, бытовые сюжеты.
Экспонаты для выставки собирались с помощью современной технологии «open call», или «открытый конкурс». Все желающие могли позвонить и предоставить фотографии из личного архива. Для выставки в Перми такой же «open call» проводился для пермяков, эти фотографии дополнили основную экспозицию.
Организаторы сознательно оставили за кадром все проявления советской идеологии, оставив только повседневную, ничем не приукрашенную жизнь людей.
Во второй части экспозиции демонстрируются произведения современных российских художников, основанные на нехудожественных материалах, на работе с памятью. Свои работы представили Андрей Кузькин, Наталья Резник, группа «4 позиции Бруно», группа «МишМаш» и другие. Их работы позволяют окунуться в мир советской эстетики и оценить, как современные художники работают с памятью о прошлом.