Герои как люди

В год, когда севернее Колхиды отгремели очередные Олимпийские игры, а вслед за этим по городам и весям пронеслись радостные возгласы: «Таврида наша!», и тут же деньги перестали что-нибудь стоить, в далекой Биармии, у склонов Рифейских гор, сложились эти истории о подвигах и приключениях героев с верхних ступеней Агоры.

 Подвиг первый. Александр Кузнецов и похищение прямых выборов

Глава Пермского района Александр Кузнецов внес от Совета муниципалитетов законопроект с прогубернаторским вариантом муниципальной реформы. В отличие от остальных четырех проектов в нем между строк был спрятан принцип отмены прямых выборов глав и повсеместного введения институт сити-менеджеров. На последнем этапе принятия закона завуалированность была убрана депутатом Геннадием Кузьмицким. Новая политическая реальность Пермского края такова: ни один глава населенного пункта с населением более 10 тысяч человек не избирается на прямых выборах. Подвиг состоялся.

Подвиг второй. Леонид Морозов и обуздание налоговой гидры

Возглавив весной новое министерство экономического развития в ранге вице-премьера, бывший топ-менеджер банка «Урал ФД» Леонид Морозов уже к октябрю выступил с инициативой пересмотра регионального налогового законодательства, внеся в краевой парламент законопроект о пересмотре налоговых льгот. Принятие закона забуксовало из-за обилия интересантов с полярными точками зрения: кто-то ратовал за льготную ставку всем предприятиям, другие поддержали идею вице-премьера о льготировании только инвесторов. Несмотря на перенос на следующий год внесения поправок в документ, Леонид Морозов, не без помощи краевого премьера, продавил окончание срока подачи поправок в декабре уходящего года.

Подвиг третий. Ольга Антипина и полет птиц кризиса

В этом году Пермский край серьезно начал занимать средства у банков. На текущий момент общий объем взятых кредитов составил более 18 млрд рублей. Ситуацию с доходами испортили вступивший в силу федеральный закон «о консолидированных группах налогоплательщиков» и уход из региона «Сан Инбева», что сократило доходную часть бюджета на сумму около 5 миллиардов рублей. Под конец года стало ясно, что самый крупный налогоплательщик региона – ОАО «Уралкалий» – не выполнит своего плана по прибыли из-за провала в Соликамске. В этой непростой ситуации министр финансов Ольга Антипина предприняла недюжинные усилия для устойчивости бюджета. Серьезно ее профессионализм будет проверен в следующем году, который, по всем прогнозам, станет сложнейшим для отечественной экономики.

Подвиг четвертый. Сергей Маленко и пятая колонна храма власти

Глава департамента администрации губернатора Сергей Маленко был основным действующим лицом окончательной «национализации» музея «Пермь-36». На волне патриотического подъема против музея выступили коммунисты и члены движения «Суть времени». Фактически некоммерческая организация, руководящая им на протяжении всего существования, была отодвинута от управления. В результате ряда решений на самом высоком уровне музей политических репрессий сейчас находится в краевом подчинении, а его развитием занимается специальный совет, состоящий из представителей общественности, членов автономной некоммерческой организации и краевых чиновников.

Подвиг пятый. Виктор Басаргин и «яблоки бессмертия»

Глава региона на протяжении всего года находился в «группе смерти» рейтинга губернаторов, но при этом, несмотря на многочисленные слухи, продолжил работу на своем посту. Эксперты отметили, что включение пермского губернатора в Госсовет и успешное проведение Инженерного форума в Перми укрепило его позиции в администрации президента. В декабре по местным СМИ активно прошла информация, что Кремль и Старая площадь не намерены проводить в Прикамье досрочные выборы и Виктор Басаргин имеет все шансы полностью отработать губернаторский срок.


Подвиг шестой. Алексей Фролов и чистка Авгиевых конюшен

Новый глава администрации губернатора решил вопрос с конфликтным краевым парламентом. Инициативы правительства довольно спокойно проходили Законодательное собрание, а депутаты не срывали заседаний, как это происходило в 2013 году. Еще один плюс в копилку Алексея Фролова, отмечаемый экспертами, – выборы единого дня голосования прошли по сценарию краевых властей. И даже заявление про борцов за Черняевский лес, которые «получают деньги из международных фондов», не принесло г-ну Фролову негативных последствий. Напротив, в чиновничьей среде он заслужил похвал за смелость.

Подвиг седьмой. Теодор Курентзис и удушение минкульта

На фоне секвестра бюджета минкульт попытался обрезать финансирование Пермского театра оперы и балета. Художественный руководитель театра Теодор Курентзис, вознесший пермские оперы на мировые вершины, деньги отстоял, да еще и показал себя политиком, рассыпавшись в реверансах губернатору Басаргину.

Подвиг восьмой. Константин Калачев и битва за пермский демос

Известный российский политтехнолог Константин Калачев решил бросить вызов новой политической реальности, когда глав исполнительной власти городов не выбирают, а назначают. Пермь, по словам героя, была выбрана потому, что пост сити-менеджера появился здесь еще в 2006 году. Константин Калачев попытался выплеснуть вопрос назначения главы администрации из тиши кабинетов на городские улицы. Идея не увенчалась успехом: его кандидаты, краевые парламентарии Алексей Луканин и Игорь Папков, выступавшие за «чистый» и «умный» город, проиграли состязание прогубернаторскому Дмитрию Самойлову в рамках заседания комиссии по выборам сити-менеджера. А уличные волеизъявления остались на улице.

Подвиг девятый. Кирилл Маркевич и укрощение трехголового великана Медиона

Сначала просто руководитель прогубернаторского медиахолдинга Кирилл Маркевич, с прошлого года неформально влиявший на распределение бюджетных заказов по СМИ, в текущем году упрочил свои позиции, став заместителем главы администрации губернатора. Осенью в социальных сетях активно обсуждали ошибки г-на Маркевича в медиа-сопровождении переноса зоопарка. А ближе к зиме стало ясно, что герой этого подвига окончательно подмял под себя государственные контракты в СМИ, реализовав мечту всех предыдущих глав администрации губернатора и создав единый центр принятия решения для четырех органов власти края и города.

Подвиг десятый. Игорь Гладнев и истребление гельмановского наследия

Бесспорный итог года – культурная революция в Перми закончилась. Летний фестиваль «Белые ночи» прошел без прежнего ажиотажа и при безрадостном наполнении, сократилось финансирование фестивалей, некоторые вообще прекратили свое существование. Из глобальной пермской культурной жизни исчезли Марат Гельман, Борис Мильграм и Владимир Гурфинкель. Айконман убран со ступенек КДЦ, а место красного человечка у Законодательного собрания занял «Орден Ленина». За всем этим видится рука министра культуры Игоря Гладнева и общий культурный курс региональных властей.