Цены на автозаправочных станциях продолжают расти. Теперь рост в рознице объясняется уже не повышением оптовых цен, а увеличением акцизов. УФАС считает, что все адекватно.
Во время рекордного снижения цен на нефть розничные продажи топлива поражают своей стабильностью: идет постепенный и постоянный рост цен.
За последние полгода мировые цены на нефть снизились более чем в два раза. После кратковременного летнего повышения до 114 долларов за баррель цены снизились до 85 долларов к октябрю 2014 года, и до 45-50 долларов в начале января этого года. При этом розничные цены на бензин и дизельное топливо неуклонно растут: за 2014 год топливо подорожало в среднем на 10%.
По информации портала «Петрол Плюс Регион», средняя розничная цена литра бензина АИ-95 в начале 2014 года составила 31,99 рубля, а в конце – уже 34,79. Бензин марки АИ-92 подорожал более чем на 11%: с 29,03 до 32,3 рубля за литр. В начале 2014 года литр дизельного топлива стоил в среднем 32,81 рубля, а в конце – уже 34,32.
За первые две недели января средняя розничная цена всех видов топлива поднялась более чем на 1%. АИ-95 подорожал в среднем на 46 копеек, «народный» АИ-92 – на 47, а дизельное топливо – на 44 копейки. На практике такое повышение средних цен означает, что на некоторых автозаправках топливо подорожало более чем на рубль. Предположения аналитиков подтвердились – АИ-95 и ДТ (хоть и с опозданием в несколько недель относительно прогнозов) «перевалили» новый психологический барьер в 35 рублей за литр.
Источники «bc» отмечают, что волна повышения цен была ожидаема и еще не завершилась. Так, представитель «ЛУКОЙЛа» еще в конце декабря не исключал возможности повышения цен на топливо и даже называл цифру в 1 рубль.
Основной причиной роста цен эксперты называют изменение ставок акцизов на бензин в рамках налогового маневра в нефтяной отрасли. Ранее грядущий рост подтверждали и федеральные чиновники. Например, вице-премьер Аркадий Дворкович говорил о «разумном росте цен на бензин – порядка 10%, может быть, чуть больше вследствие курсовых изменений».
Напомним, что Налоговый кодекс с 1 января 2015 года предусматривает повышение акцизов на бензин на 10-20% в зависимости от класса топлива. Например, акциз на бензин класса 4 поднимется с 9916 до 10858 рублей за тонну, на класс 5 – наиболее экологичный – с 6450 до 7750 рублей за тонну, а к началу 2016 года – и вовсе до 9500 рублей (при этом акцизы на топливо 3-го и 4-го классов останутся неизменными).
Пермские продавцы топлива разделяют довольно пессимистичные (для автовладельцев) прогнозы. «Повышение цен будет обязательно в течение всего года, а вот какое именно – будет зависеть от экономической ситуации и курса рубля, – пояснили в ООО «МЕТЭК-ОПТТОРГ». – Поставки нефти за границу остаются более выгодными, чем продажи на внутреннем рынке. В связи с этим можно ожидать продолжения внутренней нехватки сырья».
В группе компаний «Феникс-Петролеум» комментировать повышение цен отказались, сославшись на то, что «цены на бензин в Перми зависят только от «ЛУКОЙЛа». В «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» на запрос «bc» не ответили.
Эксперты не решаются давать серьезные прогнозы даже на ближайшую перспективу – слишком многое зависит от действий правительства и внутренней и внешней политики.
В антимонопольной службе повышение цен на топливо считают обоснованным и отмечают, что в минувшем году оно в целом оставалось в рамках инфляции. «В 2014 году акцизы на бензин повышались три раза, что, несомненно, оказывало влияние на ценовую политику компаний, – прокомментировали в пресс-службе Пермского УФАС. – С января 2015 года принят новый порядок расчета ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), что также сказывается на стоимости бензина».
В октябре 2014 года Пермское УФАС проводило проверку «ЛУКОЙЛ-ПНОС», но тогда нарушений выявлено не было. Также в пресс-службе отметили, что сейчас в центральном аппарате ФАС ведется рассмотрение дела о манипулировании ценами на бензин на бирже.