Региональные типографии уведомили своих клиентов и росте цен на свои услуги. По словам печатников, доля импортных расходных материалов в производстве сегодня составляет более 90%. Краска, печатные пластины и почти вся бумага закупаются за рубежом, и главная статья расходов типографий скачками растет вместе с ростом курса валют. Первая волна роста цен прошла в конце декабря.
«Повышение цен на импортные материалы существенно отражается на общей стоимости печатной продукции, – отметил Владислав Каплан, директор пермского филиала типографии «Комсомольская правда». – Сейчас мы подняли цены в среднем на 8-10%, но это было давно запланированное повышение. В ближайшие дни у нас состоится совещание с московскими партнерами, и, возможно, нам придется повысить цены еще раз».
В такой ситуации оказываются все типографии. Общей тенденцией для них является работа «с колес» – необходимые материалы закупаются постоянно под конкретные нужды, как правило, больших запасов у типографий нет. По разным оценкам, проработать на существующих запасах даже месяц – и по старым ценам – смогут далеко не все. Однако когда эти материалы подойдут к концу, всем предприятиям придется закупать их вновь, но по совершенно другим ценам.
«Наше 10-процентное повышение цен, по факту, – просто компенсация роста курса валют, о росте доходов предприятия речи не идет, – говорит Сергей Добрынин, директор типографии «Звезда». – К сожалению, альтернативы импортным расходным материалам сегодня попросту нет».
Те же, кто в течение длительного периода удерживал цены, сейчас вынуждены резко повышать стоимость продукции. Например, «для сохранения качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции» крупные соликамские типографии «Типограф» и «Литера» повышают цены на некоторые виды работ на 40%. В первую очередь повышаются цены на «длинные» (долгосрочные и большого объема) тиражи – такое объявление, например, разместила на своем сайте пермская типография «А-Принт».
По словам Владислава Каплана, производимая сегодня отечественная краска не отвечает необходимым стандартам качества. Отечественная же офсетная бумага, по мнению специалистов, по качеству настолько проигрывает импортной, что типографии попросту не рискуют загружать ее в свои печатные машины. Иначе дело обстоит с офисной бумагой, но доля ее использования в общем объеме печатной продукции невелика.
«Сегодня ни у нас, ни у наших коллег нет ни одного отечественного материала, а цены на импортные сейчас повысились примерно на 50%, – подчеркнул Дмитрий Степанов, директор типографии «Астер». – Сейчас мы просто реагируем на повышение стоимости материалов; цены же за нашу работу остаются прежними или даже немного снижаются. Но если такую корректировку не проводить, придется работать в убыток – любая деятельность потеряет всякий смысл».
Директоры типографий сходятся в том, что тенденцией будет общее снижение объема тиражей. Например, Сергей Добрынин отметил, что газета «Ва-Банк» уже сократила объем своих номеров почти в два раза.
«На тиражах и объемах крупных деловых и общественно-политических изданий повышение цен, скорее всего, не скажется, – отметила Светлана Мазанова, директор «Центра деловой информации». – Кроме того, пока не планируется повышение цены на размещение рекламы. Мы прекрасно понимаем, в какой ситуации оказался наш основной заказчик – крупный бизнес. К таким решениям нужно подходить с позиции «семь раз отмерь – один отрежь».
В меньшей степени повышение цен затрагивает небольшие печатные салоны. Малые объемы тиражей обеспечивают более высокую накрутку, что позволяет (и позволит какое-то время) удерживать цены на прежнем уровне – но за счет уменьшения доходов.
«Все печатное оборудование, запасные части и, конечно, все расходные материалы сегодня закупаются за рубежом, – отметил Георгий Баранов, директор полиграфического салона «Блокмастер». – Например, фотобумага, все виды дизайнерской бумаги и картона – исключительно импортные».
Количество крупных поставщиков бумаги и других расходных материалов в Перми сейчас, по выражению печатников, можно посчитать по пальцам одной руки – и то лишние останутся. Их цены напрямую связаны с курсом валюты – фактически продажа расходных материалов идет по курсу, и на любое его повышение они реагируют довольно оперативно.
Также ожидается дефицит бумаги: во-первых, многие производители и поставщики к концу года, как правило, продают свои запасы, во-вторых, во время новогодних праздников существенно осложняется доставка. В совокупности все факторы могут привести к тому, что купить бумагу и другие расходные материалы даже по высоким ценам будет сложно.
Существует вероятность, что рано или поздно удастся наладить производство качественных расходных материалов в России, но в любом случае это произойдет не скоро. В текущей же экономической ситуации типографиям и их клиентам остается только готовиться к дальнейшему повышению цен.
Половина уйдет.
Как заявил в заместитель главы Минкомсвязи Алексей Волин в интервью «Российской газете», в 2015 году с российского рынка может уйти до половины СМИ, а цены на бумажные издания вырастут более чем на треть. По мнению Волина, есть два пути поддержки СМИ – государственные дотации и реклама, но на первый вариант у государства сейчас нет свободных средств. Решить финансовые проблемы СМИ может снятие запрета на рекламу алкоголя и табака в печатных изданиях, считает замминистра.