Поощрение музея

Оксана Орачева, генеральный директор благотворительного фонда Владимира Потанина: «Сегодняшний музей может совместить несовместимое. С одной стороны, у него много конкурентов – кино, телевизор. С другой – такого универсального института, особенно на региональном уровне, нет».

Благотворительные программы частных фондов, направленные на поддержку музеев, – актуальная тема для пермских музейщиков. Это подтвердил интерес, проявленный к мероприятиям на эту тему в рамках недавно завершившегося в Перми «Арт Форума». Есть ли перспективы у региональных музеев, как подготовить успешный проект и получить грант, насколько музейные начинания важны для местного сообщества – об этом газете Business Class рассказала генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина Оксана Орачева.

 

Насколько активно, по сравнению с другими регионами, Пермский край участвует в музейных программах Фонда?

Говоря об активности пермских музейщиков, хотела бы отметить их большой интерес к новым инициативам. Когда я проводила презентацию новых программ Фонда на «Арт Форуме» в Перми, в зале было очень много людей. Они задавали интересные вопросы, подходили с увлекательными проектами. Особенно радовало, что это были представители не только крупных, но и небольших музеев – ведомственных, школьных, заводских. Радует, что даже маленькие музеи в Перми (например, Дягилевский) имеют такой уровень, что могут конкурировать с ведущими специализированными музеями.

 

Какова конкуренция, и насколько сложно региональному музею выйти на конкурс и победить?

Программы Фонда по поддержке музеев традиционно вызывают большой интерес. Ежегодно мы получаем порядка 350-400 заявок на конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире». Заявки приходят со всей страны, и количество проектов от региональных музеев, конечно же, составляет большинство по сравнению с заявками из Москвы и Санкт-Петербурга. Участие в конкурсе для региональных музеев вполне доступно, тем более что начиная с прошлого года заявки можно подавать онлайн на портале fondpotanin.ru. То есть принять участие в конкурсе легко. Легко ли победить? Это зависит не от географии, а от качества проекта. Побеждает сильнейший, и это может быть как федеральный, так и муниципальный или ведомственный музей. Наша задача – поддержать проекты, которые двигают музейную сферу вперед и могут в будущем стать модельными.

 

Насколько уникальными (или типичными) являются пермские проекты?

Традиционно Пермский край активно участвует во всех конкурсах Фонда – как в конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире», так и в тех, что мы объявили в 2014 году. Практически с момента появления конкурса пермские заявки стали регулярно побеждать. За десять лет среди победителей – семь проектов из Перми, причем пять из них – из Пермского краеведческого музея. Это достаточно уникальная ситуация. Радует, что краеведческий музей побеждает с очень разными проектами. Если проект «Отрой пермский период!» связан с геологией и географией, то «Дом Мешкова и его владелец» – совершенно другая история. Каждый раз музей ищет новые подходы, которые оставляют значительный след в истории музея. Например, один из первых пермских проектов-победителей конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире», «Дом Мешкова и его владелец», стал в какой-то мере переломным. Тогда музей переезжал в новое здание, и это был непростой период. Исследовательский проект, получивший поддержку Фонда, позволил консолидировать людей вокруг новой идеи и пережить трудное для музея время. Творческий процесс потом нашел воплощение уже в музее нового типа. Очень важно, что музей использовал сложную ситуацию для поиска новых возможностей.

 

Как можно оценить уровень пермских проектов? Как оцениваются результаты проектов прошлых лет, заметно ли их влияние теперь?

Большинство пермских проектов оказались модельными для других, способствовали объединению музейного сообщества, передаче технологий, находок, знаний – в том числе из поколения в поколение. Например, проект Пермской художественной галереи «Журавль в руке», предложивший новые способы работы с людьми старшего возраста. Как говорят сами пермские музейщики, сегодня эту технологию используют многие музеи, чтобы привлекать волонтеров. Среди победителей нашего конкурса – люди с разным опытом работы в музее. Есть совсем молодые, есть те, кто постарше. Вот хороший пример: побеждает тот, кто предлагает самый интересный продукт – и это не зависит ни от возраста, ни от опыта. Профессионализм проявляется в другом.

 

Как фонд отслеживает или контролирует проекты и результаты использования грантов?

Грант обычно реализуется в течение года. Есть несколько механизмов, которые используются для ведения мониторинга. В частности, руководители проекта должны вести дневник, рассказывая о том, как продвигаются работы, какие случаются в процессе сложности и находки. Таким образом, мы видим проект глазами его участников. Все время реализации фонд находится на связи с авторами, есть возможность задавать вопросы и получать ответы. Обязательный момент – это отчеты (как содержательный, так и финансовый), промежуточный и окончательный. Мы стараемся посещать музеи, где реализуются наши проекты. Также мы привлекаем экспертов для мониторинга, чтобы они могли помочь, подсказать и одновременно оценить результаты работы.

 

Есть ли какие-то критерии эффективности реализации проекта?

– Они зависят от заявленных задач. Удалось ли их выполнить, насколько эффективно были использованы предоставленные ресурсы. По истечении года Фонд определяет лучшие реализованные проекты. Наиболее интересные за последнее время – те, которые выходят из поля музея, связывают музей и местное сообщество. И эффект от них распространяется на территорию в целом – за счет создания новых рабочих мест, появления новых продуктов, возникновения новой площадки для диалога. Проекты такого рода наиболее выигрышные, потому что помимо узкопрофессиональных задач они выполняют широкую социальную функцию. Один из лучших реализованных проектов 2014 года – «Открой пермский период!». Он объединил в себе очень разных людей и направления музейной работы. Музей собрал вокруг себя ученых, школьников (они писали тексты для путеводителей), горожан, туристов. Проект был очень интересно выполнен визуально, что тоже позволяло привлечь аудиторию – по сути, появился бренд «пермский период». И он гораздо шире, чем историческое понятие – это то, что позволяет и территории, в том числе, заявлять о себе как о чем-то уникальном, наравне с другими вещами, которые ассоциируются с Пермью. Проект очень хорошо объединил в себе исследовательскую составляющую, дизайн, современные технологии в виде создания путеводителей цифрового формата и работу с разнообразными аудиториями. И очень сложную для музея вещь – создание брендового продукта.

  

Как программа будет развиваться в ближайшие годы?
В 2014 году Фонд предложил новую стратегию поддержки музеев. Она подразумевает четыре программы, которые расширили спектр возможностей для музейных профессионалов получить помощь для тех или иных инициатив. Мы сохранили как проектную поддержку (конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире»), изменив номинации, так и предложили новые формы, связанные с музейной мобильностью, возможностью стажировок внутри страны и за рубежом. Таким образом, мы поощряем музеи все больше раскрывать себя окружающему миру.

 

Какое будущее у региональных музеев, в частности, в Перми? С чем связаны перспективы? 

Региональные музеи – во многом тот институт, который может стать «цементирующей» площадкой для региона. Музей реально участвует в формировании региональной идентичности. Это то, что заставляет людей чувствовать принадлежность к малой родине. Здесь роль музея действительно высока. Чтобы музей мог ее полноценно выполнять, он должен быть в полном смысле слова современным, открытым для разных людей. И для тех, кто готов воспринимать музей в традиционном виде, и для тех, для кого цифровые технологии – единственный способ восприятия действительности. Для этого есть достаточно возможностей. Первая встреча с музеем, которая в нашей стране происходит обычно еще в детстве, должна не оттолкнуть, а наоборот – привлечь. Чтобы человеку все время хотелось вернуться. Здесь становится важной визуализация, современный дизайн, новые технологии. Сегодняшний музей может совместить несовместимое, притягивая к себе людей. С одной стороны, у него много конкурентов – кино, телевизор, книги, центры досуга, спорт. С другой – такого универсального института, где можно в одном месте получить такое многообразие, особенно на региональном уровне, нет. Если музей это осознает и пытается развиваться в этом направлении, то у него очень хорошие перспективы.