На минувшей неделе руководство страны и Пермского края сыграли в телеспектакле «Едва не сбежала последняя электричка». Комментаторы уже отметили, что в Хогвардсе такие фокусы проходят в первом классе: сперва пять лет проблема создается, а затем решается одной жесткой фразой: "Вы что – с ума сошли?". Публика рукоплещет. Больших социальных дивидендов это в крае, быть может, не принесет (в отличие от Московской области, за пределами региональной столицы еще остались рабочие места). Но сама скорость возврата на прежние рельсы впечатляет.
Вот так бы и с кризисом: дернуть стоп-кран, проснуться на мокрой от холодного пота подушке. Но чудес не бывает. Кроме того, похоже, к этой станции край подъехал на изрядно изношенном мотовозе. Где тут стоп-кран кризиса, разбираться нет времени – решено дернуть за максимальное количество ручек одновременно.
Иначе чем объяснить число консультаций чиновников со вся и всеми; скоропалительность принятия инвестиционной стратегии, закона о промышленной политике; маневр в налоговых сборах (решено проект 24/20 сохранить, других льгот предоставить поболе) и другие меры, которые еще предстоит озвучить. К чести инициаторов, ставка делается на конкретные предложения, которые могут принести ощутимую пользу, но по ряду проектов уже известно – денег нет, закон рамочный.
На самом деле рецептов немного: между льготами налогоплательщикам и повышением (сохранением) социальных расходов рано или поздно придется выбирать. Мы бы дружно потерпели, но не факт, что льготы обернутся потоком инвестиций – раньше, в более благоприятные времена, не обернулись же... Вот об этом нелегком выборе пока речи нет.
Тем временем прежняя повестка, похоже, уже рухнула. История с приватизацией аэропорта отправилась было на второй круг, но Корпорация развития Пермского края выполнила мертвую петлю, зашла в хвост отдельным сватающимся инвесторам и теперь имеет возможность наслаждаться их легкой истерикой. Оказалось, что выиграет право на приватизацию тот, кто поставит на кон 1,5 млрд рублей под честное слово краевых властей. Хотя что такое по нашим временам 1,5 млрд? И сколько они будут стоить в 2017 году?
Да и кто-куда полетит из аэрогавани? Если пассажиропоток на международных рейсах и дальше будет сокращаться темпами выше 50%, оправдают ли надежды инвесторов люди, летающие в Москву?
Апофеозом антикризисных мер пока выглядит назначение Дмитрия Бородулина заместителем министра финансов Пермского края. Бюджет – зона особого внимания для любых властей, область сложная и непостоянная. Ольга Антипина, занимаясь бюджетными финансами, «пережила» уже трех губернаторов, и сбалансированный бюджет – пожалуй, ее главное детище. Но рано или поздно это должно было случиться: кто-то из губернаторской команды должен попытаться понять – откуда берутся деньги и куда они уходят. В добрый путь.
Тушить пожар в ручном режиме, дергая за рукоятки, конечно, увлекательно. Вот только где-то здесь может быть и рычаг катапульты, и кнопка самоуничтожения.