Выставка в PERMM: совет пермякам от художника

Дмитрий Каварга, российский художник, скульптор, поделился с «bc» своим впечатлением о выставке «Обещание пейзажа» в PERMM. Его работа – «Тунгусское вещество» – стала основным экспонатом первого этажа музея.


«Выставка «Обещание пейзажа» составлена из множества работ очень разных авторов и почти всех существующих медиа-жанров. Это масштабный и крайне насыщенный лабиринт из артефактов искусства, блуждая по которому, прояснённость общего замысла можно обнаружить не всегда, даже несмотря на создание условных смысловых зон по трём этажам. В этом опрокидывающем многообразии всего, несущего в себе ускользающую тематическую зыбкость, мне кажется, и кроется главная экспозиционная интрига. Пейзаж или ландшафт как предчувствие устойчивой картины мира, некой исходной целостности. Но, на самом деле, это лишь калейдоскоп, состоящий из множества разноцветных осколков, встряхнув который, мы увидим совсем другой узор, встряхнём ещё – и узор вновь сложится иначе.

На месте посетителей выставки я бы попытался абстрагироваться и забыть, что они ходят по музею и смотрят художественные произведения. Пусть всё увиденное воспринимается как собранные в одном месте фрагменты отдалённых миров, и что в этих мирах обитают разные существа: может быть, похожие на людей, но не обязательно.

Вот длинные вереницы санок, везущие куда-то уютные домики из буханок чёрного хлеба, или это только наше восприятие интерпретирует что-то невиданное как санки и буханки. А вот наслаивающиеся друг на друга фрагменты изображений на прозрачных пластинах, которые лишь с одной точки складываются во что-то понятное, но, стоит чуть отклонить голову, изображение распадается, превращаясь в мираж. Идём дальше и натыкаемся на огромные куски серой слоистой каменистой породы, поверхность которой испещрена геометричными узорами: может это руинированные следы древней цивилизации или куски гигантского растения, испещрённого невиданным жуком-точильщиком?..

Так, путешествуя внутри пейзажей и ландшафтов, можно бесконечно фантазировать об их обитателях и создателях и, в конце концов, задуматься об устойчивости, материальности и единственности ландшафта собственного, того самого, кажущимся привычным, с магазинами, машинами, другими людьми и т.д.

Что касается моей инсталляции «Тунгусское вещество», то это реинкарнация работы, созданной к 100-летию природного катаклизма. В 2008 году в Красноярске проходила конференция «Научная и культурная мифология Тунгусского метеорита», в рамках которой проходила художественная выставка. Собравшиеся тогда со всего мира учёные так и не пришли к общему мнению насчёт природы явления. Однако согласились, что с 1908 года на территории нашей страны имеет место некий исказитель, обладающий трагическим вектором разворачивающейся событийности . Спустя семь лет специально для Пермского проекта я сделал новую версию вещества. Искажённая метеоритом толща земной породы всё так же издаёт глубинный гул, вибрации которого резонируют по всей поверхности и передаются каждому элементу. Но на этот раз деформированный аномалией ландшафт, странным образом напоминает вид из окон верхнего этажа Пермского музея на овраг».

Подробности читайте в свежем номере «bc» 16 февраля.