Остаться в живых

Business Class узнал у экспертов в разных сферах о том, как стали экономить пермяки. Оказалось, что одни покупают меньше бананов, другие – заедают стресс в ресторанах, а третьи – перестали летать за границу. Но все – аккуратнее тратят деньги.

Продукты: два банана

Оборот розничной торговли в Пермском крае в январе снизился на 6,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 35,51 млрд рублей. Пермяки стали покупать меньше привычных продуктов и больше недорогих аналогов.

По словам Елены Гилязовой, директора сети магазинов «Семья», цены выросли практически по всем линейкам: рынок глобален, и почти у каждого продукта есть импортная составляющая. «Кроме того, на всех товаропроизводителях сказывается подорожание кредитов. Стоимость ряда закупаемых за границей продуктов – например, кофе и бананов, не изменилась в валютном выражении, но из-за ослабления рубля в магазинах эти товары подорожали. Поэтому люди, которые раньше покупали гроздь бананов, теперь покупают лишь два. В сегодняшней ситуации прежде всего сокращается именно объем приобретаемых товаров», – поясняет Елена Гилязова.

Елена Гилязова, директор сети магазинов «Семья»:

В условиях кризиса покупатели переходят на более дешевые продукты, это наблюдается по всему спектру товаров во всех категориях. Какая именно часть посетителей поступает таким образом, сказать сложно, поскольку одновременно с покупательскими предпочтениями резко меняется предложение. Это связано с санкциями и дефицитом, который складывается на рынке по целому ряду продуктов.

Люди продолжают брать в магазинах то, что привыкли, но в меньших количествах. Здесь важно понимать: когда покупателю предлагаем товар по более низкой цене – это товар другого качества. Во многих дискаунтерах сейчас появился дешевый сыр по 200 рублей, но это не сыр, а сырный продукт. Мы также планируем такое замещение, но в очень незначительных объемах, и в обязательном порядке будем сообщать покупателям, что это за продукт.

Общепит: заедают стресс

В январе 2015 года оборот общественного питания в Прикамье снизился на 26,2% – до 1,737 млрд рублей. По оценкам рестораторов, уменьшилось число посетителей, но еще сильнее пострадал средний чек.

По словам Татьяны Смирновой, директора по развитию ресторана «Партизан», кризис ощущается в самом выборе посетителей. «Они все больше обращают внимание на цену и «выход» блюда. Кроме того, если раньше пермяки ходили в ресторан 2-3 раза в неделю, сейчас они могут позволить себе посетить его только раз в неделю», – отмечает Татьяна Смирнова.

От деликатесов посетители вынуждены отказаться, предпочтение они отдают более простым блюдам, отмечает Юрий Пирожков, директор по развитию сети ресторанов Restunion. «От санкций в первую очередь пострадали наши потребители. Самые простые и, казалось бы, доступные продукты неожиданно стали деликатесами. Овощи по цене сравнимы с мясом. Цена на дорогие блюда стала заоблачной, и мы работаем в основном с местным продуктом, но это не значит, что в цене он не растет. Импортные поставщики поддерживали конкуренцию на рынке, их отсутствием сейчас пользуются местные производители. Растет цена на местные продукты. Гречка и сахар – хрестоматийные примеры», – комментирует Юрий Пирожков и добавляет, что пока большинство рестораторов компенсируют потери за счет собственной наценки.

По прогнозам Татьяны Смирновой, самым тяжелым временем – и для посетителей, и для заведений – станет середина марта, так как на этот период придется пик разрыва между зарплатой и ценами в ресторанах.

Татьяна Смирнова, директор по развитию ресторана «Партизан»:

- Люди всегда оставляют часть своего бюджета на досуг и развлечения, даже в кризис. Они могут менять свой выбор в отношении сегмента заведений, которые посещают: премиум меняется на средний, а средний – на низкий. В кризис наблюдается интересная тенденция: люди «заедают» стресс. В такие времена заведения низкого и среднего сегмента могут быть заполнены до отказа.

Юрий Пирожков, директор по развитию сети ресторанов «Restunion»:

- Еще до наступления кризиса у людей формируются приятные привычки, которые потом не хочется менять. Поэтому в нашей сети мы потеряли в первую очередь не в количестве посетителей, а в размере среднего чека. Люди меньше экспериментируют, аккуратнее тратят деньги.

Картина схожа с 2008-2009 годами, но тогда ситуация стабилизировалась быстрее. Сейчас мы еще не достигли «дна» и пока в роли изучающих нынешний кризис. К тому же в этот раз кризис – дело наших собственных рук. Кроме плохого экономического положения есть накопленные ошибки и сложная политическая ситуация.

Покупка одежды: две вместо трех

Магазины одежды одними из первых пострадали от кризиса: посещаемость ТЦ в целом не снизилось, но каждого магазина в отдельности упала. Число покупок уменьшилось, хотя размер среднего чека остался на прежнем уровне. Причина – рост цен и колебания валютных курсов.

По словам Марины Медведевой, финансового директора ГК «РИАЛ», стратегия покупателей меняется: «Это выражается в отказе от спонтанных покупок и, напротив, в целевом подходе к приобретению вещей, более яркой реакции на скидки, а также вниманию к любым системам лояльности, которые предлагаются».

Татьяна Щеткина, владелец сети магазинов Permfashion, отмечает, что с начала 2014 года трафик в магазинах потихоньку падает. «В редкие месяцы он возвращался к плановым показателям, например, в октябре, когда резко выпал снег, тогда число посетителей даже выросло. Но это, скорее всего, исключение. Но тренд по трафику – падение. Люди меньше стали посещать магазины, стали более сдержанными в покупках. «Из разговоров наших покупателей в целом просматривается такая линия: «Будем приобретать, но вместо трех единиц купим две», – добавляет г-жа Щеткина.

Татьяна Щеткина, владелец сети магазинов Permfashion:

Люди меньше стали посещать магазины, стали более сдержанными в покупках. Что касается выбора товара – то это все очень индивидуально. Кто-то принимает для себя стратегию покупки базовых, консервативных вещей – словом, более универсальных: чтобы носить долго, и их всегда можно было сочетать с уже имеющимися в гардеробе и т.д.

Кто-то поступает наоборот: покупает очень трендовые, необыкновенные товары, чтобы побаловать себя, поднять настроение и не дать себе почувствовать – что-то не так в его жизни. Обе стратегии являются верными – каждый делает свой выбор.

Товары, предназначенные для особых случаев, развлечения и те, что покупались просто потому, что понравились, мне кажется, пострадают. Не экономят на обуви, но покупают ее меньше по количеству за один раз.

Марина Медведева, финансовый директор ГК «РИАЛ»:

Люди отказались от спонтанных покупок, это отражается и на среднем чеке. Если сумма покупки не упала, то количество позиций в чеке сократилось. Второе – люди идут целевым образом за вещью, в результате посещаемость торговых центров не упала, а каждого из отдельных магазинов – существенно снизилась. Если раньше человек приходил в торговый центр походить по магазинам и, возможно, что-то купить, то сейчас он идет целевым образом в несколько конкретных отделов.

То есть люди покупают конкретную вещь, которая им нужна. Третье – резко возросло количество покупателей, реагирующих на распродажи и скидки. Зачастую люди выбирают вещь и ждут, когда на нее будет скидка. Это вполне рациональное поведение.

Путешествия: избирательнее и хитрее

Цены на туры за рубеж выросли более чем вдвое, поэтому число пермяков, желающих провести отпуск в другой стране, уменьшилось в разы. «Ситуация, которая сейчас сложилась на туристическом рынке, довольно сложная, но интересная. Люди хотят путешествовать, но стоимость путевок стала выше. Туроператоры сворачивают часть своих программ: в Екатеринбурге отменены туры в Доминикану, в Индонезию, в Перми – в Таиланд, в ОАЭ», – отмечает Эльнар Мансуров, путешественник, автор проекта «Mishka.travel».

Михаил Краснов, президент Пермской гильдии туризма:

Клиентов сейчас практически не видим, их буквально единицы. Многие турфирмы просто закрываются, поскольку туры не покупаются, а значит, нечем платить аренду, зарплату, налоги.

Туристы экономят. К примеру, группа собирается поехать в Кунгурскую пещеру: стоимость складывается из услуг экскурсовода, входного билета и экскурсионного обслуживания. Сейчас все спрашивают: «Сколько стоит входной? Ясно, тогда мы на общественном транспорте» – таких ситуаций раньше не наблюдалось.

Интересно, но иностранные туристы тоже начали экономить: если раньше брали номера в приличных гостиницах, то сейчас останавливаются в хостелах за 500 рублей. Да и, откровенно говоря, потока практически нет. Более того, если раньше бронировали сильно заранее – даже за год, то сейчас нет. Из того мизерного числа броней на этот сезон уже пошли первые ласточки – туристы отказываются от поездок, не заказывают предварительных экскурсий, начинают торговаться.

Эльнар Мансуров, путешественник, автор проекта «Mishka.travel»

– Вариантов для путешествий, если рассматривать готовые туры, будет гораздо меньше, стоимость их вряд ли уменьшится. Те, кто хочет путешествовать, – будут. Единственное, скорее всего, мы вернемся к ситуации, которая была несколько лет назад: когда из Перми летом можно будет улететь только в Турцию, а зимой – в Египет. Люди массово станут предпочитать туры «все включено», больше путешествовать самостоятельно, пользоваться «лоукостерами». В целом – путешествовать будут меньше, но кризис научит действовать избирательнее и хитрее.

Развлечения: вместо пляжа

Пожалуй, единственная отрасль, в которой наблюдается устойчивый рост спроса и клиентов, – это активный отдых в Прикамье. Причем одни увеличивают трафик за счет тех людей, кто не смог вырваться за границу, а другие снижают цены и стараются держать посетителей.

Александр Красуляк, генеральный директор Горнолыжного центра «Губаха», отмечает, что в связи с кризисом поток клиентов увеличился почти вдвое, и прогнозирует: спрос на внутренний туризм продолжит расти в 2015 году из-за удорожания заграничных туров.

Елизавета Приступова, арт-менеджер концертного клуба «Горный хрусталь», отмечает, что заведение пошло на уменьшение стоимости продукции, чтобы сохранить клиентов. «С начала этого года мы снизили цены на алкоголь, так как адекватно понимали, что возможно снижение покупательской способности среди наших гостей. Спустя два месяца можно отметить: снижение цен позволило гостям не менять своих предпочтений. Они выбирают то же самое, что и в прошлом году, только теперь платят за это меньше», – отмечает г-жа Приступова.

Рашид Габдуллин, генеральный директор ООО «ЦПР им. Горького»:

– Безусловно, экономическая ситуация окажет влияние на людей. Изменения уже можно прогнозировать на сезон 2015 года. Мы ожидаем два устойчивых тренда. С одной стороны, количество посетителей может несколько увеличиться либо остаться на уровне предыдущих лет. Другие виды развлечений для людей, такие как поездки за рубеж, становятся более сложными. Второй устойчивый тренд связан с уменьшением среднего чека. Если в предыдущие годы человек приходил и мог позволить прокатиться с семьей на 5-7 аттракционах, то сейчас этих аттракционов может быть меньше.

Александр Красуляк, генеральный директор Горнолыжного центра «Губаха»:

– В связи с кризисом у нас, наоборот, увеличился поток клиентов. Если в прошлом году в самый массовый день – в новогодние праздники – около 2000 посетителей было, то в этом – порядка 3500 человек. В новогодние праздники все равно отдыхают по полной. На гостиничном комплексе кризис также не сказался – все равно приезжают, и нужно где-то отдохнуть после катания, пообедать. Возможно, на мелочах экономят, но мы не замечаем.

На этот год прогнозируем, что спрос будет расти: заграничные туры подорожали, люди поедут на наши курорты отдыхать. Мы готовим летнюю программу, ожидаем спрос на организацию походов и сплавов.