Мусор множился. В Пермском крае стабильно высокие показатели загрязнения атмосферы и сброса сточных вод. В 2010 году выбросы загрязняющих веществ у предприятий края составили 334 тыс. тонн. Еще 218 тыс. тонн добавил автотранспорт. Водные ресурсы Прикамья пополнились загрязненными сточными водами в объеме почти 191 млн кубометров.
Однако самая печальная статистика касается образования отходов. Если показатель выбросов в атмосферу вырос совсем незначительно (по сравнению с 2009 годом с 548 тыс. тонн до 552 тыс. тонн), а уровень сброса сточных вод даже снизился (с 314 до 191 млн куб метров.), то отходов в 2010 году было образовано почти 40 млн тонн. То есть на 4 млн тонн больше, чем в 2009 году. При этом обезврежено всего 14,3 млн тонн (см. диаграммы), что составляет чуть более 35 % от общего числа произведенного за год мусора. Всего же в Пермском крае на сегодняшний день накоплено 767 млн тонн различного вида отходов.
Ситуацию существенно усугубляет отсутствие в Пермском крае системы управления отходами производства и потребления и региональной программы по отходам. Это привело к массовому захламлению лесов и прибрежных зон строительным мусором и бытовыми отходами и образованию на территории края более 900 несанкционированных свалок.
Цивилизованных же мест хранения и переработки отходов в крае не так много. В частности, за последние 15 лет в Пермском крае введены в эксплуатацию только 4 полигона ТБО (в Краснокамском районе, Чернушинском районе, г. Березники, в Пермском районе (ЗАТО Звездный), 2 полигона проектируются (в Кунгуре и Октябрьском районе), и пока не сдан в эксплуатацию полигон в Чердыни. Введен в эксплуатацию один мусоросортировочный комплекс на полигоне ТБО Краснокамска, хотя в идеале они должны быть на всех полигонах и крупных предприятиях, вырабатывающих значительное количество отходов.
К тому же, по словам директора ООО «Буматика» Сергея Чудинова, пока не существует эффективного механизма контроля за качеством работы тех, кто занимается сбором, транспортировкой и утилизацией производимого мусора.
«Существующая нормативно-правовая база заставляет получать лицензии по обращению с отходами, но не осуществляет четкий контроль. Частенько перевозчики мусора не довозят мусор до полигонов, сваливают там, где им удобно, создавая таким образом несанкционированные свалки, которые потом должны убирать муниципалитеты, не имеющие на это средств и ресурсов», – отмечает Сергей Чудинов.
Экология должна быть экономной. «Касаясь экологии и решения связанных с ней вопросов, мы не просто застыли на месте, но даже движемся назад, – считает Георгий Воронов, профессор, заведующий кафедрой биогеоценологии и охраны природы ПГУ. – Фактически, если говорить об отношении власти к решению проблем охраны природы, мы находимся на уровне 60-х и даже 40-х годов. Движения нет, а ситуация продолжает ухудшаться».
Тем не менее об экологии в Пермском крае все-таки иногда вспоминают. В последний раз бедственное положение региона обсуждалось в апреле текущего года. Разговор был серьезным, что подтверждает личное присутствие министра природных ресурсов и экологии Юрия Трутнева, и не особо радостным, так как проблем накопилось действительно множество.
Общеизвестно, что Пермский край относится к наиболее промышленно развитым субъектам Российской Федерации. Экономика края индустриального типа включает в себя более 500 крупных и средних предприятий. При этом большинство промышленных объектов на территории Пермского края было введено в эксплуатацию в 40–60-х годах XX века и, значит, не могут полностью отвечать современным экологическим требованиям.
«Большинство экологических проблем является наследием советского времени, когда были построены предприятия. Очистке сбросов и выбросов, экономии природных и энергоресурсов тогда не придавалось значения. А ведь выброс и сброс веществ, загрязняющих воду и воздух, – это по сути выбрасывание денег. Такое же, как сжигание лишнего газа или чрезмерный водозабор. Уже не говоря о том, что сами платежи за загрязнения являются достаточно высокими и постоянно растут», – комментирует Дмитрий Иванов, директор филиала «Азот» ОАО «ОХК «Уралхим» в Березниках.
Кроме того, характерной особенностью Прикамья является неравномерное распределение промышленных предприятий по его территории. Их максимальная концентрация и, как следствие, высокая антропогенная нагрузка на природную среду приходится на ряд экологически неблагополучных территорий, насыщенных химическими, нефтехимическими, металлургическими и горнодобывающими предприятиями. Так особенно критичными для окружающей среды региона точками являются Кизеловский угольный бассейн, который негативно влияет на водные ресурсы, краснокамский короотвал, загрязняющий атмосферный воздух, а также наследство ядерных взрывных технологий на севере края и Березниковско-Соликамский узел. Самыми экологически неблагополучными в нашем регионе считаются Березники, Пермь, Чусовской район, Соликамск и Пермский район.
Но зато в других муниципалитетах, где развита сельскохозяйственная и лесопромышленная отрасли, предлагается даже развивать экологический туризм (территории Коми-Пермяцкого округа, ЗАТО Звездный, Уинский, Ординский, Чердынский, Кишертский, Частинский муниципальные районы).
Экологический туризм и курортная сфера пока относятся к категории смелых проектов. Сейчас же, по данным Росприроднадзора, в Пермском крае объемы финансирования природоохранных мероприятий постоянно снижаются. За период с 2008-го по 2011 год они сократились почти на 30 %, с 56,5 млн рублей до 39,6 млн рублей. В то же время доходы краевого бюджета за счет возмещенных размеров вреда окружающей среде и платы за негативное воздействие на нее за тот же период выросли на 12,5 % с 97,2 млн рублей до 110,9 млн рублей.
В целом специалисты Рос-природнадзора отмечают, что реализация правительством Пермского края полномочий в области охраны окружающей среды оставляет желать лучшего. В частности, не исполнены полномочия в области управления использованием и охраной водного фонда, полномочия в сфере природопользования и охраны окружающей среды (программа по охране окружающей среды Пермского края отсутствует с 2006 года), полномочия в области охраны и использования объектов животного мира, среды их обитания и водных биологических ресурсов (отсутствуют нормативно-правовые акты по основным вопросам переданных полномочий в указанной области).
Курс на лечение. Как бы ни было плохо, по мнению экспертов, выход все-таки есть. Даже для такого экологически неблагополучного региона, как Пермский край.
«Причины сложившейся ситуации очевидны, – считает заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Амирхан Амирханов, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. – Регион, занимающий лидирующие позиции по загрязнению Приволжья, на протяжении нескольких лет (с 2006 года) живет в отсутствии программы по охране окружающей среды. Неэффективно исполняются переданные полномочия, что приводит к отсутствию контроля над деятельностью объектов, находящихся в ведении субъекта».
Соответственно, по мнению Амирхана Амирханова, прежде всего необходимо обеспечить разработку требуемых нормативно-правовых актов, в том числе в области обращения с отходами, увеличить финансирование природоохранных мероприятий, разработать и реализовать комплексную целевую программу по охране окружающей среды Пермского края.
«В отношении отходов, на мой взгляд, главное – научиться не просто их складировать, а перерабатывать. Хотя и простая сортировка мусора, если ее внедрить повсеместно, способна сократить количество отходов на 15 %. С учетом того, что в Перми ежегодно образуется около 600 тыс. тонн мусора, эффект будет весьма неплохой. К слову, в развитых странах удается отсортировывать до 60 % мусора, и, я думаю, этого показателя можем со временем достичь и мы», – рассказал Сергей Чудинов.
К тому же при всех перечисленных проблемах есть у нас и реальные примеры серьезного отношения к экологии. В частности, администрацией и предприятиями города Березники (одного из самых проблемных муниципалитетов края) разработана и реализуется «Программа организационно-технических мероприятий по охране окружающей среды на 2010–2014 годы».
«За прошлый год город добился серьезного снижения вредного воздействия на окружающую среду, – делится Дмитрий Иванов. – В частности, коренным образом изменилась ситуация с загрязнением атмосферного воздуха. По данным отдела по охране окружающей среды и природопользованию администрации Березников, в воздухе снизилась концентрация диоксида серы, аммиака, оксида углерода и других веществ, которые выбрасывают заводы в ходе ведения производственных процессов».
Вместе с тем, отмечая важность муниципальных программ, необходимость создания краевой подчеркнул и Георгий Воронов, профессор, заведующий кафедрой биогеоценологии и охраны природы ПГУ. «Да, некоторые муниципалитеты края действительно сами разработали и внедряют различного рода программы. Более того, среди них есть даже образовательные. Однако без общекраевого курса на оздоровление прикамской экологии мы не сможем существенно изменить ситуацию. Нужен продуманный документ, включающий в себя перечень мер, которые необходимо предпринять, и целей, которые необходимо достичь. И, кроме того, требуется финансирование. А оно, как мы видим, регулярно сокращается», – считает Георгий Воронов.
Пациент скорее жив. Ситуация с экологией и отношением к ней, как мы могли убедиться, действительно далека от идеальной. Но и поводов для паники на самом деле нет. Пермский край пусть и входит в число наиболее неблагополучных регионов Приволжского федерального округа, но безусловным лидером не является.
К примеру, по числу выбросов в атмосферу от стационарных источников, согласно данным Росстата за 2009 год, нас опережают Республика Башкортостан (398 тыс. тонн) и Оренбургская область (647 тыс. тонн), по объемам сброса сточных вод Республики Башкортостан и Татарстан (359 и 439 млн тонн соответственно), Нижегородская и Самарская области (379 и 406 млн тонн).
К тому же, как рассказал нам Николай Яшин, вступивший с первого июня в должность начальника Росприроднадзора по Пермскому краю, работа по формированию региональной программы по охране окружающей среды уже начата.
«Сейчас мы находимся в начале пути и ведем работу с предприятиями региона, так как именно они станут основными исполнителями будущей программы. Нам необходимо определить наиболее эффективные шаги по улучшению экологической обстановки и оценить, насколько пермские предприятия готовы менять свои подходы к данной проблеме. Не исключено, к тому же законодательство это позволяет, что в качестве стимула будут использованы экономические инструменты», – рассказал Николай Яшин.
Таким образом, первые шаги к здоровой экологии Прикамья уже сделаны, и хотя «разбор завалов» может занять много времени, будем надеяться, что в итоге они уведут от грязных рек, ядовитого воздуха и несанкционированных свалок.