Дедморозовые очки

«Сейчас для «Дедморозим» наступил решающий момент», – учредитель фонда Дмитрий Жебелев о том, куда двигаться дальше.

История «Дедморозим» началась в 2008 году с новогодней затеи, в рамках которой пермяки исполняли желания воспитанников детских домов, приютов и больниц Пермского края. Акция получила широкую общественную поддержку, и с тех пор проекты «Дедморозим» стали круглогодичными. В мае 2012 года для юридического сопровождения добрых дел был зарегистрирован одноименный некоммерческий благотворительный фонд.

Под эгидой фонда пермяки организуют сотни мероприятий помощи детям в год – от сбора школьных принадлежностей и подгузников до оплаты дорогостоящего лечения. Так, за минувшие годы были исполнены тысячи детских желаний и собрано более 50 миллионов рублей для спасения жизней детей из Перми и Пермского края.

По сути, фонд работает по механизму краудфандинга, в двух основных направлениях. «Дедморозим» поддерживает детей, которым некому помочь и которые нуждаются в помощи прежде всего. Это тяжелобольные дети и ребята, оставшиеся без попечения родителей.

В рамках помощи тяжелобольным «Дедморозим» проводит целый ряд как текущих, так и экстренных мероприятий. Фонд занимается сбором средств на оплату лечения и всех сопутствующих процедур: диагностики, операций, послеоперационного восстановления, а также на покупку лекарств и других необходимых и жизненно важных вещей от зондов и катетеров до специальных пищевых смесей.

За время работы фонда помощь в лечении получили более 100 детей, в поддержку которых разворачивались масштабные кампании. Благодаря этому многим пермякам знакомы имена Ксюши Киселевой, Алисы Петуниной, Саши Суродеева, Ильи Батурина, Сережи Трубникова, Сони Макаровой и многих других.

Фонд помогает детям не только за счет собранных средств, но и за счет привлечения государства – так, например, благодаря работе координаторов фонда удалось добиться выделения 35 миллионов рублей на покупку детям редких лекарств, которые нельзя получить по льготам.

Вторым направлением работы фонда является поддержка детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках которой реализуется большое количество постоянно действующих программ. Координаторы и волонтеры фонда читают детям книги перед сном, проводят «Ярмарку увлечений» и «День именинника», становятся наставниками, помогают собирать необходимые школьные принадлежности. «Больничные мамы» в медицинских учреждениях навещают детей, о которых некому позаботиться.

 

 

Дмитрий, насколько фонд изменился со времени его основания? Чего удалось достичь?

– Если говорить о времени 6-летней давности, когда родилась сама идея затеи «Дедморозим», то с тех пор мы доказали главное – сумасшедшие идеи могут стать реальными фактами, а обычные пермяки способны на всамделишные чудеса. Тогда мы мечтали об одной сотой того, чего достигли сейчас, – и многие в ответ крутили пальцем у виска.

 

Говорили, что на спасение детской жизни никто не даст ни копейки. С тех пор мы собрали более 50 млн рублей, или 5 млрд тех самых копеек, благодаря чему выздоровели десятки ребят со смертельно опасными заболеваниями.

 

Считали, что исполнение желаний детей-сирот – это одноразовое дело. А сегодня сотни людей постоянно общаются с ребятами из всех детдомов и приютов Прикамья. Все это происходит благодаря огромному числу пермяков – в том числе и тех, кто сам когда-то в такое не верил.

 

Однако даже это все – лишь малая часть необходимого для решения проблем тяжелобольных детей и тех, кто остался без попечения родителей. Не то чтобы чудес нужно было еще больше. Скорее, чудеса должны становиться более полезными. Например, спасать ребят от детского дома, а не из него. Или создавать условия для лечения детей в России, а не только оплачивать его за рубежом.


Каким для фонда был 2014 год? Применимы ли критерии удачности или эффективности?
– Однозначно можно сказать: все прошло хуже, чем хотелось бы. Зато лучше, чем могло было быть.

 

В этом году пермяки поставили рекорд в деле помощи ребятам со смертельно опасными заболеваниями, оплатив лечение на сумму, близкую к 20 млн рублей. Охватили своим вниманием более 1000 детей, оставшихся без попечения родителей и рискующих попасть в эту категорию.

 

Фонд же, как помощник пермяков в совершении этих и других чудес, мог быть и более достойным этого – эффективнее направлять их желание поддерживать детей. Чаще благодарить. Предлагать больше путей участия в жизни ребят и делать эти способы их более удобными.

 

Однако несколько прорывов мы вместе все-таки совершили. В этом году при нашем участии впервые в Пермском крае на лечение тяжелобольных детей из бюджета дополнительно было выделено 35 млн рублей. Теперь более ста детей ежегодно получают лекарства ценой до 4,5 млн рублей – и тогда, когда им это действительно необходимо. Такого нет больше ни в одном регионе России!

 

Впервые в Прикамье открыто детское отделение паллиативной помощи. При поддержке участников затеи «Дедморозим» в нем созданы такие условия, чтобы маленькие пациенты и их близкие чувствовали себя как дома. Благодаря этому сейчас мы можем помочь даже неизлечимо больным детям.

 

Также в нашем регионе появилось первое массовое волонтерское движение в медучреждениях – «Больничные мамы». Отныне десятки ребят, оставшихся без попечения родителей, окружены заботой пермяков в самые сложные периоды своей жизни – во время лечения.

 

Все, что удается впервые, – особенно ценно. Но любые достижения – это результат общего тяжелого и кропотливого труда. И удача тут ни при чем. А вот потрудиться нам еще есть над чем.

 

Насколько изменилось отношение пермяков к фонду, насколько он узнаваем?
– «Дедморозим» – это и есть сами пермяки. За все годы существования этой затеи в ней приняли участие более миллиона жителей Прикамья. И даже если вы сами никогда еще ничего такого не делали, среди ваших родственников, друзей, коллег и знакомых обязательно найдутся Дед Мороз или Снегурочка. И все достижения «Дедморозим», будь то десятки спасенных детей или тысячи исполненных желаний ребят из детдомов, – их общая заслуга.

 

Каждый день, когда мы едем в трамвае, приходим на работу, гуляем по городу, сидим в кафе и делаем что угодно еще, рядом с нами всегда может оказаться совершенно незнакомый человек, с которым мы вместе помогали выздороветь какому-нибудь ребенку, собирали детей из приюта в школу или творили другие чудеса.

 

«Дедморозим» – это мы все вместе. Мне бы хотелось, чтобы пермяки всегда знали и помнили именно это. Без них нет никакого «Дедморозим».

 

Повлиял ли на работу фонда экономический кризис? Стали пермяки меньше или, наоборот, больше помогать?
– Я категорически не согласен с тем, что кризис может быть причиной отказа от помощи тем, кто в ней нуждается. Тем паче – детям, которые в этом кризисе, конечно, не виноваты. Наоборот, это лучшее время для того, чтобы сплотиться и поддерживать друг друга. Это показал и прошедший год.

 

Если измерять чудеса «Дедморозим» в цифрах, то в 2014 году пермяки собрали на помощь детям гораздо больше денег, чем раньше, чаще спасали жизни ребят и больше участвовали в судьбе сирот.

 

До кризиса страны доводят правительства, а преодолевают его обычные люди. Это от каждого из нас с вами зависит, насколько быстро удастся справиться с трудностями.

 

То, какими мы выйдем из сложной ситуации, – обозленными одиночками или вдохновленной командой людей, вместе способных на невероятные вещи, зависит только от нас.И участники затеи «Дедморозим» уже не раз доказали, что второй вариант им больше по душе.

 

С какими проблемами фонд сталкивается чаще всего?
– Большинство проблем мы создаем себе сами. Потенциал жителей Пермского края все еще выше способностей фонда его реализовать. Я уверен, что пермяки могут сделать так, чтобы жизнь детей в нашем регионе больше не зависела от денег и чтобы каждый ребенок всегда имел равные возможности для развития, даже если остался без родителей.

 

И то, что сегодня это еще не произошло, – проблема выбора правильных вариантов применения сил. Фонд может и должен делать их более эффективными, удобными, прозрачными. А пока – остается только учиться и работать над собой.


Как обстоят дела в фонде сегодня?

– Сейчас для «Дедморозим» наступает решающий момент. Он определит, сможем ли мы оставаться любителями – в отношении к своим целям, и стать профессионалами – в их достижении.

 

Как любители, мы по-прежнему должны считать невозможное – возможным, оставаться неравнодушными к проблеме каждого конкретного ребенка и ценить участие любого в его судьбе больше, чем свое собственное.

 

Как профессионалы, мы обязаны достигать этого невозможного максимально быстро и с минимальными издержками оказывать помощь конкретным детям – одновременно решая проблему для всех ребят в регионе. И уметь взглянуть на себя со стороны. Особенно если эта сторона считает, что мы недостаточно хороши.

 

А еще нам хотелось бы все так же оставаться немного дикой шайкой Дедов Морозов и Снегурочек с чудесами в голове.


Какие цели стоят перед фондом сегодня?

– Наша главная цель – чтобы достижение целей «Дедморозим» все меньше зависело, например, от меня или кого бы то ни было еще лично. Чтобы никакие внешние обстоятельства не могли на это повлиять. Чтобы чудеса продолжали одинаково происходить для детей Пермского края – с нашим участием или без него.

 

Для этого мы, во-первых, должны сделать их выгодными людям не только эмоционально, но и рационально. Каждый участник затеи должен понимать, что это важно не только для ребенка, которому он помогает, но и для него самого. Во-вторых, мы должны узаконить чудеса. Чтобы они вошли в государственные нормативы, стандарты, указы и приказы, став обязательными для государства, – как по лечению тяжелобольных ребят, так и по заботе о детях, оставшихся без попечения родителей.

 

И самое главное – мы должны развивать не только самих себя, но и других желающих помогать детям в Пермском крае. Чтобы в регионе появилось как можно больше сообществ, движений, организаций – таких как «Дедморозим». Хотя нет – чтобы они были лучше нас.